Первое воскресенье великого поста

   Мы начинаем, дорогие братья и сёстры, Великий Пост. И вначале скажу о простом – зачем нам пост нужен, собственно говоря? Простой пример: вот там дверь. На ней с двух сторон объявления тридцать вторым шрифтом жирным — «придерживайте двери». Но вы, наверное, слышите, что как-то её видимо не всегда придерживают. То есть – в пятидесяти процентах случаев просто проходим. Но, чтобы чаще было это понятно, когда вы идёте в метро (по крайней мере здесь, на Площади Ленина), я всегда притормаживаю, если впереди идёт человек очень увлечённый. Ему без разницы, кто находится вокруг него, он просто идёт.

   Вот пост для нас, дорогие братья и сёстры, вещь элементарная. Которая позволяет нам вернуться к тому, чем мы вообще должны заниматься, будучи христианами. И как мы своё христианство должны проживать. То есть – в конце концов вернуться от наших хлопот и забот к вещам вечным. К тем ценностям, которые мы, как христиане, исповедуем. 

   Сегодня мы видим в Евангелии, как Иисус Христос искушаем дьяволом. Не будем говорить про аспекты: «Что дьявол такой неумный, неужели он Христа не увидел». Да, не увидел. Потому что Христос не настолько глуп, чтобы показывать Свою Славу и вообще её как-то являть. И, в общем, Он всю Свою жизнь это сохранил. Он Свою Славу очень редко как-то проявлял, в очень исключительных случаях. И, в конце концов, проявил её только на Кресте.

   Но сегодня посмотрим сугубо на эти искушения. 

   Во-первых – сам пост Иисуса Христа. Сорок дней в пустыне. У нас здесь есть фотография – это как раз Иудея, где он постился. 

   Это – тяжелейшие условия. Никто добровольно в пустыню не пойдёт. Это глупость. Это может говорить только человек, который никогда там не был. Вот в апреле я когда был – в апреле, и нас высадили в Магдале на раскопках, через три часа я уже ненавидел всё. Потому что это – вот, пустыня. Уже хочется пить, хотя у меня было две бутылки воды – холодной, хорошей, качественной минералки. Но это уже невозможно.

   Это пустыня.

   То есть – нормальный человек в пустыню не идёт.

   Это мы, сидя в другом совсем климате (особенно летом иногда) говорим:

   — Ну, вот, надо уйти в какую-то…

   Нет. 

   В пустыне самое важное для Иисуса Христа – это нахождение в молитве, а не пост, как таковой. Пост, в первую очередь, это пребывание в молитве. Иисус, как в особо исключительном случае, пребывает перед Отцом. 

   Поэтому Евангелист нам подчёркивает, что в конце Иисус взалкал. «Взалкал» — это опять наш перевод. «Захотел есть» — буквальный перевод. В конце. Не сорок дней Он постился… Но в конце захотел есть, и в этот момент пришёл дьявол. Но весь остальной период поста в первую очередь был нахождением перед Небесным Отцом. 

    Потому что Иисус дальше знал, что он выходит на миссию, которая опять вот завертится-закрутится. И Евангелисты нам потом показывают, что иногда Он находил опять время. Уходил один там куда-нибудь на гору, или наоборот – спускался. Или уходил, в конце концов, в Гефсиманский сад. Но это уже были исключительные случаи. В остальное время Его миссия, Его служение, они… как бы, ну, закручивали. И это объективно. Когда Иисус засыпает во время бури на корме корабля – это от усталости. Его вырубило. Ему не до бурь. И ученики его будят, и Он довольно раздражён. Он говорит: «Чего вам надо-то опять?» Он уснул на корме корабля во время шторма, потому что не было сил. Потому что просто постоянно был с людьми, с людьми разными. Которых он обращал, которым он являл Себя и с которыми Он беседовал. В надежде, что он снова обретут славу детей Божиих, которая им дана от Сотворения. 

   Мы с вами тоже вступаем в этот сорокадневный пост. Могут быть разные моменты в голове. И я понимаю, и я осознанно говорю, немножко как бы… провоцируя. 

   Мы с вами всё время говорим — «поста». И мой брат священник постоянно об этом будет говорить. «Что-то там кому-то жертвовать. Жертвовать всё время. Ради Иисуса». Мы от чего-нибудь отказываемся. Мы смотрим на крест, где Он прибитый задыхается, избитый. Сейчас кресты так не изображают. Там, мухи Его едят, уже всякие там штучки. А мы Ему говорим:

   — Господи, ради Тебя я не буду смотреть телевизор. 

   — Ради Тебя я не буду есть майонез.

   — Ради Тебя я буду читать дополнительную «Радуйся Мария» в течение этих сорока дней. Это примерно одно и то же. Что Твоя смерть ради нас и ради нашего спасения, и мои вот эти диетические, или какие-то такие, жертвы.

   По поводу ограничения в еде – молодых здесь много. Посмотрите, как какие-нибудь спортсмены современные постятся. Весь год. А что происходит за меся до соревнований, я вообще молчу. А что происходит за неделю до соревнований – так у них почки отказывают. Уж они так постятся, что надо просто ничего не есть и не пить в течение недели. Чтобы вес, там, потерять. И ещё при этом в бане сидят круглосуточно.

   И вот… ну пост. Это – пост. Это – такое самоограничение, что люди в реанимации оказываются. Да, они это делают ради вполне конкретных целей, но это гораздо круче, чем постимся мы. 

   Потом — если мы будем честными и посмотрим на какие-то свои намерения Великого Поста, которые вот мы, так не обдумав как-то, выбираем… Вот всё срывается. Ближайшее где сорвётся? Восьмого марта сорвётся ближайшее. Все наши намерения полетят в тартарары. Или они даже полетят не восьмого марта, а при ближайшем заходе в столовую предприятия. Где вдруг чего-то не окажется и придётся скушать котлетку. 

   И всё. Весь пост летит в никуда, и мы такие растерянные, что «как же это получается»?

   Потому что мы, дорогие братья и сёстры, смотрим не на то. 

   Мы думам, что мы себя каким-то образом через пост куда-то, вот, возносим. Мы забываем о том, что все те методы и способы, которые предлагает нам Церковь во время Четыредесятницы… Надо тоже понимать, что слово «Великий Пост» это – российское. В Италии не знают, что это называется Великий Пост. Они знают, что это – Четыредесятница.

   И внутри вот этой Четыредесятницы они говорят… И Церковь нам всем говорит:

   — Есть пост, милостыня и молитва. 

   Три способа. Три метода. Которые одновременно используются, чтобы прожить вот эту Четыредесятницу. Пост — как ограничение. Молитва – как молитва. И дела милосердия — то есть милостыня, вполне конкретные акты.

   Что это нам позволяет увидеть про самих себя?

   Что мы – люди слабые. Вот для чего нужен пост. Чтобы мы снова, забегавшись, и пробегав весь этот год, включая Адвент, включая Рождество, последние праздники, и, вообще, пережив зиму… Сейчас нам надо просто себя стабилизировать. Поймать себя. Увидеть, где мы находимся, по отношению к тому пути, к которому призывает нас Господь и куда Он нас сопровождает. 

   Это опять – не о том, чтобы мы плакали.

   У нас так много выстроено, это правда. У нас многие тексты об этом говорят. Но, если мы забываем суть и только остаёмся на уровне эмоций… Вот: «Бедный Иисус! Ой, как Ему больно»… 

   Ну что это такое, дорогие братья и сёстры? Неужели Господь всю эту сотворил Тайну, чтобы мы находились в каких-то эмоциях только всё время? И чувствовали себя плохо и худо?

   Да нет. Он всё это творит ради нашего спасения. 

   Мы можем впасть в две крайности. Либо сказать, что: «Я уже совсем потерян, мне это уже не поможет. И вообще – ладно, всё, я не буду ничего делать». Другая крайность, что: «Я в этом не нуждаюсь, потому что я и так всё время это делаю». Это огромное искушение. Что: «Я и так молюсь, читаю Розарий, хожу на мессы, исповедуюсь регулярно. Мне ничего этого не надо».

   Надо, дорогие братья и сёстры. И мне надо. Хотя я каждый день хожу на мессы, каждый день читаю молитвы…

   Надо.

   Мне нужен пост. 

   Я много чего делаю каждый день, но этим не являюсь. Я читаю новости каждый день. Это не значит, что я – аналитик. Я готовлю завтрак. Это не значит, что я – повар. Это – естественные вещи. Что я молюсь – это ещё не значит, что я молюсь. 

   И вот пост, братья и сёстры, именно для того, чтобы мы как-то вернулись. Вернулись и осознали именно себя. И действительно за эти сорок дней (чуть больше), подготовившись к Пасхе… И, когда мы будем праздновать Пасху, чтобы мы новыми глазами и новым сердцем увидели, что вообще происходит… Ну, кроме освящения колбасы в конце. Что на самом деле происходит во время Пасхального Торжества, чему мы радуемся. Чего это «Аллилуйя», «Слава вышних Богу»… Что происходит, кроме того, что это – неплохой такой праздник, которого мы ждём? А действительно пережить Пасху снова в своей жизни. 

    Снова потеряться — это нормально. Мы – люди с вами. Не монахи, не святые. Мы – люди. Мы будем постоянно уходить в сторону. Нас постоянно крутить-вертеть будет. В физике есть такой эффект. Его в невесомости можно… Кто старше, могут мне помочь, не обязательно громко говорить. Когда «Салют-7» была, эта станция наша, и Владимир Джанибеков, когда они полетели туда… Он там заметил один феномен. Когда они откручивали посылку, от неё отлетал такой винт, с такими ушками. И этот винт летел вначале в одну сторону. Потом его — вдруг, каждые сорок сантиметров в невесомости переворачивало и крутило в другую сторону. И каждые сорок сантиметров это повторялось.

   Потом физики объяснили, что это происходит и так далее. И это – вот такой эффект, когда тело крутится не только в двух плоскостях, но ещё добавляется вот этот постоянный переворот. 

   У нас в духовной жизни иногда такое происходит. Мы, как бы, крутимся, крутимся. Нас хватает на сорок дней. А потом – хоп, и после Пасхи начинаем крутиться в другую сторону. Потом – бах, Адвент. Опять сейчас надо не есть то, не пить это, не ходить туда, быть таким вот-сяким… Потом – опять Рядовое время и мы всё это возвращаем. 

   Вот нам надо стабилизироваться. Нам надо, чтоб мы крутились – пусть не так быстро, но ритмично и в одном стиле. 

   Вот для этого, дорогие братья и сёстры, нам дан пост.

   Поэтому не тратьте время на пустые исповеди: на то, что вы сходили на восьмое марта. Я вам скажу так: отпраздновать восьмое марта — можно. Отпраздновать день рождения — можно. Сходить на какое-то мероприятие – можно. Если вы делаете это осознанно. Думая над тем, что происходит. И принимая решение в своей жизни. 

   Всё можно. Нам ничего не запрещено. У нас нет таких фантастических ограничений, как мы иногда себе придумываем. 

   Их нет. 

   Но мы честно должны посмотреть на свою жизнь. И посмотреть, где, может быть, я действительно нуждаюсь в ограничениях. 

   — Вот тут я увлёкся. Может быть, лишние деньги трачу. Может быть, лишнее время трачу. Ну, увлёкся. Это – не обязательно. 

   Может, от этого мне стоит отойти? Может быть от какого-то общения? Может быть от каких-то встреч? Стоит отойти. 

   Посмотреть на свою молитву. А может быть всё нормально? А, может быть, стоит как-то что -то пересмотреть. Это – убрать. Это добавить… Может быть, что-то стоит сменить? Дополнительные какие-то взять на себя? Может – наоборот, что-то убрать? Может быть, что-то убрать.

   Дела милосердия. Мы все кому-то помогаем. Родителям, детям, тянем кого-то бесконечно за собой… Но, может, стоит подумать: «А, может быть здесь я просто зря трачу время? А вот там есть человек, который действительно нуждается в мой помощи. Не потому что он – дармоед и бездельник, а потому что он нуждается в помощи. И я могу ему помочь, безвозмездно». 

   На это каждый из нас должен обратить внимание именно в своей ситуации.

   Если же мы выберем что-то, что однажды нам священник икс сказал просто так… Я за свои слова отвечаю, что очень часто мы говорим просто так, и это – наш грех. И человек воспринимает очень  серьёзно. Вот так не должно быть.

   Поэтому, дорогие братья и сёстры – не только то, что сказали священники. Не только что сказал епископ или Папа. Мы должны включать своё сердце, свой ум. И в рамках Учения Церкви, и в рамках её понимания сами принимать решение. А не бесконечно его куда-то скидывать. У нас – своя жизнь. И мы… Мы – каждый из нас, я, вы, ответственны за неё, за свою жизнь перед Иисусом Христом.

   Мы перед Ним ничего не заработали. Он всё сделал для нас и всё нам предлагает. Нам просто нужно себя поймать и вернуть вот в этой системе координат. 

   Пусть, дорогие братья и сёстры, время Великого Поста будет для нас не унылым, печальным переживанием о том, что «Бог терпел и нам велел. Всё очень печально и грустно. И поэтому я буду портить всем настроение тем, что не буду есть мясные блюда на дне рождения у друзей». 

   Вот без этого. 

   Выбрать для себя, где по-настоящему во мне сидит какая-то заноза. Сидит зараза, которую нужно убрать. Что мешает мне? Что я могу попросить у Бога и исправить с помощью вот этих вещей – поста, молитвы и милостыни, именно в своей жизни? 

   И тогда действительно, дорогие братья и сёстры, Благодатью Божией во время Пасхи, когда снова запоётся «Слава в вышних Богу»… Ну — это будет «Слава в вышних Богу». А не очередное песнопение, положенное после обряда покаяния. Это будет действительно «Слава в вышних Богу». Когда мы запоём «Аллилуйя» — это будет «Аллилуйя». А не: «Вот, класс! Мы скоро дней не пели. Соскучились». Это будет «Аллилуйя» — то есть прославление Бога.

   Вы все это умеете, все это знаете, все это можете. Потому что вы – крещённые христиане и находитесь в церкви в воскресный день. 

   Бог вам доверяет. 

   Бог доверяет всем нам. 

   Бог даёт нам в руки все инструменты Спасения. Наша задача – чрезвычайно проста. Просто их грамотно применить. Не забивая их какими-то иллюзиями, мифами и нашими фантазиями.

    Аминь.

                                                                   О. Денис Марчишин, 01.03.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *