26 января, в Кафедральном соборе Святых Апостолов Петра и Павла в Саратове состоялась первая публичная сессия, открывшая беатификационный процесс по делу Слуги Божией ГЕРТРУДЫ ДЕТЦЕЛЬ.
Часто в жизни случается так, что люди, живущие рядом с нами, посвящают себя, всю свою сущность и бытие, служению ДЕЛУ. Нам, окружающим, это кажется вполне естественным и зачастую даже удобным: легко ощущать себя сильным, уверенным, когда чувствуешь рядом с собой плечо друга, а за спиной — надежную защиту. Такие люди были и будут всегда, без них остановился бы ход истории. Одна из таких сподвижниц – сестра Гертруда Детцель.
Гертруда родилась 8 ноября 1903 года на Кавказе в поселке Рождественское в семье российских немцев. Родители её были людьми верующими, отец служил органистом в церкви. Третий ребенок в большой дружной семье с семнадцатью детьми, она с детства росла очень спокойной, вдумчивой девочкой. Хорошо училась, закончила гимназию.
Это и неудивительно. Вильгельм, ее отец, по вечерам, перед тем, как закрыть церковь, громко и очень красиво молился перед Святыми Дарами. Очарованная девочка очень внимательно слушала молитву отца, и сама просила у Бога: «Боженька, научи меня так молиться, как мой отец молится». Её просьба исполнилась, она молилась так трогательно и так красиво, что люди не уставали её слушать.
Подруга Гертруды, с. Клара Риттер, вспоминает, как маленькая Гертруда с детства мечтала стать священником, посвятить себя Богу, и когда узнала, что девушки не могут быть рукоположены в священники, очень расстроилась. Её сестра Валентина рассказывает, что малышка поделилась своим горем с настоятелем. Он успокоил её и сказал: «потерпи, Гертруда, Бог тебе ещё покажет, что Он от тебя хочет».
Шли годы… когда Гертруду стала взрослой, по свидетельству Клары Риттер, отец позвал её в свою комнату и сказал ей: «Тебе нужно найти человека, чтобы ты могла создать семью, потому, что мы родители уже старые, и мы хотим, чтобы ты устроила свою жизнь».
Дочь ни слова ему не сказала, а написала знакомому священнику, с которым ранее делились своими намерениями. Он и написал отцу Гертруды письмо, после которого тот снова позвал к себе дочь и сказал ей: » Гертруда, с сегодняшнего дня ты можешь служить Богу, как ты Ему обещала. Я больше не буду тебя тревожить. Священник написал мне: «Дядя Вильгельм, Вы должны гордиться, что Бог дал Вам такую дочь, которая хочет Ему служить и быть Невестой Божьей». Через некоторое время Гертруда принесла в Церкви свои обеты, она «венчалась с Церковью».
Испытаний пришлось ждать недолго. Революция, гонения на Церковь, аресты священников… В 1929 году семья Гертруды была раскулачена, ее родители вместе со своими односельчанами уехали в Ингушетию, а сама она переселилась в Тифлис. Через четыре года родители вернулись на старое место жительства, в Рождественку. Плохо ли, хорошо ли, но жизнь шла, люди приспосабливались к тяжелым условиям…
Началась война. В октябре 1941 года жители немецкого поселка Рождественка, как это обычно тогда делалось, были выселены. Куда? В неизвестность.
Из воспоминаний Елены Мерц (Вайгель): » 19 октября 1941 года всех нас выселили: мою семью, Клару Ромме и её тетю и Гертруду. Из Тифлиса в Баку нас везли на поезде. Из Баку в Красноводск мы плыли на корабле… Всю дорогу до Пахт — Арала, что в южном Казахстане, мы молились… наши молитвы дошли до Господа: мою семью и семью Гертруды поселили в одном доме… разве я могла подумать тогда, что Гертруда станет для меня и многих других ангелом — хранителем, поможет своей вдохновенной молитвой пережить спецпоселение и трудармию». После прибытия в Пахт- Арал спецпереселенцев распределили по колхозам, где они собирали хлопок.
В январе 1942 мужчин забрали в трудармию, а через год и женщин. До города Гурьева, что возле Астрахани, ехали в товарном поезде целый месяц. Гертруда не теряла присутствие духа, уверяла всех, что молитвы их дойдут до Бога, и Он поможет им выстоять.
В Гурьеве женщины- немки работали на нефтяных промыслах, рыли траншеи для труб. Гертруда для всех была маяком, образцом терпения и стойкости. Елена Мерц, землячка Гертруды и спутница ее в трудармии, вспоминает о тех днях: «по прибытии в зону нас пересчитали, как овец, и разместили по баракам… В зоне были также заключенные. Мы очень испугались, так как думали, что с нами будут обходиться, как с заключенными. Но утром мы увидели, что охраны нет. Мы поняли, что заключенных перевели в другое место».
Что можно еще сказать об условиях жизни, в которых оказались женщины? Можно начать повествование в духе Александра Солженицына, да вот только стоит ли? Главное в такой ситуации- не терять присутствие духа; и вот именно здесь во всей полноте раскрылся смысл призвания нашей героини.
В бараках с одной стороны жили католики, а с другой — лютеране. Утром и вечером Гертруда созывала всех: » Девочки, идем молиться «. По дороге на работу и с работы все женщины вместе с нею молились.
«Нам выдали ботинки с деревянными подметками. Когда мы шли, они так громко стучали, казалось, идет табун лошадей по мостовой. Мы действительно были «рабочими лошадьми» в темной, грязной одежде с лопатами на плечах». Молитва в тот момент была не просто обращением к Богу, но самое главное — она поддерживала в работницах сознание, что они — ЛЮДИ, даже и в этой одежде, в обуви с деревянными подошвами. «Каждую свободную минуту мы обращались к Иисусу и думали, что наши страдания так ничтожны в сравнении с Его страданиями».
Несмотря на тяжелый труд, Гертруда всегда была радостна, приветлива. Она говорила обычно: » Господь Бог возложил на нас этот крест и поможет нам его нести». Она учила людей, крестила, помогала хоронить умерших…
По воскресеньям женщины собирались на общую молитву. Для этого они сделали себе алтарь, соблюдали религиозные обряды. Слухи об этих собраниях, разумеется, дошли до коменданта лагеря. Однажды в воскресенье, как раз во время молитвы, пришел комендант, казах по национальности. Присутствующие растерялись, но Гертруда продолжала свою молитву. Прочитав ее до конца, она подошла к коменданту и сказала: «Прошу прощения, мы — католики, и когда мы молимся, мы разговариваем с Богом, и поэтому не должны прерывать свою молитву». Тот спокойно выслушал ее и ответил:» Я понимаю это. Ваша вера правильная. Если бы вы разбежались, перестали молиться, я бы засомневался в истинности вашей веры, потому что Богу надо отдавать честь первому».
Гертруда очень скачала о святом Причастии и часто пела вот эту песню, что в переводе с немецкого означает:
«Как хотелось бы вновь домой, где я была когда- то так счастлива,
Где я пела так много песен и много молилась у алтаря.
Когда могла вкушать сладкий хлеб там у отца,
Забыла бы всю боль, которая здесь мучает меня».
Для каждой женщины- матери главное в жизни — ее дети. Отправленным в трудармию немкам было запрещено привозить к себе детей, ведь это — дополнительные хлопоты, заботы, которые мешали бы работе. Гертруда все время их утешала: «Бог поможет». Когда же, наконец, было поручено разрешение и привезены дети, Гертруда стала с ними заниматься, учить их молиться и петь. Её «трудовые» подруги говорят о ней: Все любили и почитали Гертруду. Она была для нас примером, всегда терпелива и радостна. Работа была очень тяжелая, и если бы Бог не давал нам силы, мы бы все погибли. Умерла только одна женщина. Остальные все выжили».
Через некоторое время Гертруду все же арестовали за «религиозную пропаганду», осудили на пять лет. Но даже в тюрьме она продолжала делать то, что, по глубокому убеждению, считала долгом. Молилась, пела песни на русском и немецком языках, морально поддерживала павших духом подруг по несчастью (многие в те годы, как сейчас выясняется, были репрессированы незаконно).
Освободили ее досрочно. Знакомые Гертруды вспоминают, как после очередной амнистии начальник тюрьмы принял решение » как можно скорее отпустить из тюрьмы, пока она не сделала всех заключенных и нас с вами верующими».
Когда зачитывали ее дело, там было написано столько хороших слов: «учила людей, крестила, хоронила, навещала больных…». И за это сидела? Судьи между собой говорили: «перед нами святая женщина». Когда ей дали слово в свою защиту, она сказала: «я католичка. Наша вера требует от нас, чтобы мы все свои знания передавали ближнему, помогали ближнему; что делаешь для ближнего, делаешь для Бога».
За освобождение она сначала поблагодарила Бога, а потом- власть и всех присутствующих. Судьи все встали, подали ей руку, пожелали счастливого пути.
После освобождения она уехала в Караганду, где было много католиков и куда, выйдя в пятидесятых годах из лагерей печально знаменитого ГУЛага, приехали священники.
Обладая хорошими организаторскими способностями, она сплотила разрозненные группы верующих в одну большую общину, а сама вступила в третий орден святого Франциска.
Гертруда всегда мечтала попасть в монастырь, но не имела этой возможности. Жила она дома, но соблюдала все правила монастыря: каждый день — духовные чтения, размышления над ними. Сохранила молчание, жила в бедности. Её сестра Валентина предложила как-то купить диван, — но Гертруда ответила, что они обещали Богу бедность.
К ней часто приходили люди. Кто- то за советом, кто- то пожаловаться на несправедливость жизни, попенять на ошибки других. В таких случаях она сразу же отвечала: «Этот человек эти грехи уже исповедал, и Бог их ему простил, а вы ещё вспоминаете!» Никогда она не говорила об ошибках других, не осуждала.
Сестра Клара Риттер вспоминала:» Когда мы в первый раз увидели Гертруду в молитвенном доме, увидели, как она молилась, мы подумали, что она святая, и её устами говорит Святой Дух. Её молитва притягивала людей. По праздникам и воскресеньям Гертруда читала людям Евангелие и разъяснила прочитанное, чтобы всем было понятно Слово Божие. Многие верующие люди плакали, потому что она умела с такой любовью и жалостью рассказать о страданиях Иисуса Христа, как Он за нас страдал, пролил Свою кровь до последней капли и умер на кресте.
Верующие люди были очень благодарны ей, так как книг не было, священники из-за преследований не могли свободно говорить о заповедях Божьих, а Гертруда все это делала, несмотря на то, что уже побывала в заключении… Она и сестра Клара Ромме ездили с отцом Буковинским на миссию — туда, где люди долгие годы не видели священника. У них была одна цель: спасти души для Неба, для Иисуса Христа, поэтому их не пугали никакие трудности».
Гертруда много работала с епископом Александром Хирой, он называл ее «ангелом в человеческом облике» и говорил, — «Гертруда — мой архиепископ».
Власти преследовали ее вызывали на вопросы, запрещали молиться, но она все равно продолжала свое служение, помогала людям всем, чем могла.
Епископ Преображенский епархии в Новосибирске, отец Иосиф Верт очень тепло вспоминает о ней, своей первой наставнице, рассказывая, что «в Караганде сотни, если не тысячи верующих, детей, взрослых, были подготовлены Гертрудой к Святым Таинствам. И если из католических общин Караганды вышли 12 священников и много монахининь, то это большей частью ее заслуга. Почти все они и их родители прошли школу Гертруды. Все люди, которые знали Гертруду, свидетельствуют, что другого такого человека в жизни они не встречали «.
На следующий день после Успения Божьей Матери, 16 августа 1971 года, в 7 часов утра Гертруда Детцель умерла. Рак легких, страшная болезнь, послужила причиной ее смерти. Сначала она лежала в больнице, потом ее отпустили домой. Она не думала о смерти, все надеялась, что сможет еще поработать, быть полезной Богу и людям.
Сестра Клара Риттер была едва не последней, кто разговаривал с ней. «Небесная Мать Мария, — молилась она, — у тебя сегодня торжественный день много радости. Забери меня к себе. Очень прошу Тебя».
Пресвятая Дева Мария выслушала молитву своей верной почитательницы. Когда все были на Святой Мессе… Гертруда покинула этот мир, уйдя от нас в вечную обитель у Бога.
Сестра Клара: «Лежала Гертруда как ангел. В голубой кофточке, с улыбкой на лице. Так приятно было на нее смотреть, не хотелось отрываться. Я думала, что Господь показал все ее добрые дела и назначил ей хорошее место в Царствии Божьем. Мы похоронили нашу милую Гертруду 18 августа1971 года. Лежала она вся в цветах. Людей было очень много, дети, молодежь, — все подошли попрощаться с дорогой сестрой Гертрудой, которая всю жизнь делала только добро».
Автор: Татьяна Титова.
Молитва по заступничеству Гертруды Детцель о её беатификации
Боже Отче, источник всякой святости, Ты послал нам Своего Сына, чтобы рассеянных детей Своих собрать воедино. По Твоему вдохновению верная раба Твоя Гертруда, заботясь о сохранении католической веры и объединении верующих людей в трудных условиях преследования на просторах бывшего Советского Союза, отдала всю себя делу организации церковной жизни среди многочисленных переселенцев. Гертруда бессрташно использовала все возможности, чтобы поддерживать каждого человека в его стремлении к Тебе, была первым катехизатором и воспитателем некоторых будущих священнослужителей и сестёр-монахинь.
Верим, что и сегодня она помогает нам своей молитвой. Даруй, просим Тебя, Всемогущий Боже, по её заступничеству необходимую мне благодать (немерение) и сделай, чтобы раба Твоя Гертруда, в своей жизни ревностно служащая Тебе, была причислена к лику Блаженных. Ты живущий и царствующий во веки веков. Аминь.
О чудесах и благодатях, совершенных по ходатайству с. Гертруды сообщать по адресу почты:
о. Сергей Бабаджанян ([email protected])
+7(918)9182868- для звонков;
+7(918)9987172 — для WhatsApp.