Проповедь 05.01.2020


   Дорогие братья и сёстры, находясь ещё внутри Рождественского времени (хотя оно достаточно короткое относительно Пасхального периода, и закончится уже, буквально, через неделю), сегодня мы опять возвращаемся к самому началу. И именно в том изложении, как его нам даёт Евангелист Иоанн.

   Как вы знаете – Евангелист Иоанн отличается своим стилем. Отличается своим языком и своим слогом. Поэтому, на самом деле, достаточно сложно говорить, по крайней мере о его вступительной части, проповеди. Потому что – ну это такое, созерцание, да. Одна и та же мысль закручивается, как спираль. И это делается для того, чтобы мы действительно могли погружаться в эту тайну.

   Последние наши дни – они как-то связаны все с большими праздниками, разными. Разными памятями внутри Литургического Календаря и внутри календаря светского. 

   Мы радуемся Рождеству.

   Но сегодня Евангелие говорит и обращает наше внимание на самую сердцевину. Которая для нас, христиан, может быть уже и не так как-то впереди всего. Ну, мы знаем, что Христос, да. Что Бог стал Человеком, Иисус Христос родился. И для нас это – вещи, которые привычны. То есть — с чем мы на самом деле должны постоянно бороться и постоянно возвращаться к самому началу. 

   Потому что Воплощение Сына Божия – это конкретный исторический факт, который затем присутствует во все исторические времена. До конца времён.

   Сегодня Евангелист говорит прямо: «Бога не видел никто никогда». Это – Евангелие. «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». 

   То есть – Бога познать мы можем только через то, что созерцаем вот именно эту Тайну Воплощения Слова Божия. Второго Лица Троицы. Который навсегда воплотился, навсегда стал человеком, навсегда стал Иисусом Христом. Даже по Своему Вознесению, Он не растворился обратно в Троицу, не превратился в Предвечный Логос, которым был до. Вознёсся Иисус Христос. И Второе Пришествие будет Иисуса Христа. И в Царствии Небесном будет Иисус Христос. Преображённый, Воскресший, но Иисус Христос.

   Мы же, зачастую, относимся… и как-то, может быть, теряем вот эту живость этой Благой Вести. Нам кажется, что Благая Весть, она заключается только в Тайне Воскресения, которая на самом деле ещё более мистична для нас. Потому что вот с воскресшим-то действительно сложно пересечься. И это – опыт веры и опыт глубокого созерцания. А Рождество было сугубо таким, материальным.

   И это говорит, на самом деле, о великих вещах. Потому что ни одна, в строгом смысле слова вот то, что называется «религией»… Почему некоторые даже богословы иногда пишут, что христианство не является религией, да. Потому что религия, она всегда идёт снизу вверх, в попытках человека ответить на свои вопросы. И в попытках человека найти Бога. И они все спотыкались. Потому что все, в конечном итоге, приходили к тому, что нельзя, невозможно увидеть Бога.

   И Евангелист сегодня говорит: «Да. Бога не видел никто никогда».

   И это – Евангелие.

   Моисей слышал. Моисей каким-то образом общался, посредством знаков. Авраам – точно так же. 

   Но Бога не видел никто никогда.

   Взирая же на Младенца, который лежит в яслях, и, затем в течение всего Литургического Года, когда мы прослеживаем, в зависимости от того, какой год, в интерпретации разных Евангелистов…. Мы видим Его историю. Видим Его проповедь. Видим те знаки Своего присутствия, которые Он давал народу. И, на Пасху, мы увидим вершину. Его Смерть и Воскресение. Когда будем в Священное Триденствие вспоминать эту тайну.

   Вот таким образом мы можем постигать Бога. 

   Иногда (даже я, как священник), мы цепляемся за какие-то вещи, да. Что, ну люди, вроде, там как-то где-то что-то верят, в глубине души. И, в общему-то они – не против и так далее. Но на самом деле это тоже тупиковая ветвь. Да. Верить в глубине души. Не надо верить в глубине, да. Хорошо, если эта веря как-то на поверхности. Я иногда сравниваю (ну – это так, заезженный, конечно, пример), что, как если человек мне скажет, что он любит футбол.

   — Я люблю футбол. Я не хожу на матчи. Я не знаю правил. Понятия не имею, какие турниры проходят. Вообще не знаю ни о каком календаре, сколько участников в команде, чем они должны заниматься. Но я очень люблю футбол.

   Мы все скажем:

   — Ну, какой-то странный человек. Несёт какую-то чушь.

   Вот с верой то же самое, дорогие братья и сёстры.

   Христос явился нам во плоти. У нас с вами здесь… Нас не так много. Если даже нас собрать всех по городу христиан сейчас, кто в воскресение исповедует свою веру – это очень маленький процент. И это – огромная благодать, которая вручена нам. 

   А сама Тайна Воплощения на самом деле сообщает каждому человеку (и нам в особенности, почему мы и призваны быть свидетелями Иисуса Христа), о том, что Сын Божий стал Человеком.

   Бог стал Человеком.

   Это говорит, на самом деле, очень много о нас с вами. О том, как мы любимы Богом. О том, как Он заботится о нас. И о том, как мы ценны в Его очах — каждый из нас. Что Слово стало Плотью. Бог стал Человеком. Не принял оболочку. Да, есть такие ереси и заблуждения, что Он принял оболочку, что Он на кресте не страдал, что Он, конечно, не хотел ни спать, ни есть, ничего. Не подвергался никаким страданиям. Всё всегда знал – вот абсолютное знание всегда. Просто он, ну, как бы натянул на Себя такую маску, и вот, чтобы нас… Ну, показать нам пример. Да, такой пример.

   Конечно же нет, дорогие братья и сёстры.

   Это – великая весть, что Слово стало Плотью. Бог стал Человеком.

   С этого начинается Евангелие.

   Бог настолько любит каждого человека, что Сам готов стать им навсегда. Богочеловеком.

   И это – Тайна, которую, дорогие братья и сёстры, мы призваны постигать, на самом деле, в молитве и созерцании. Всю нашу жизнь. Не какой-то момент. Не какой-то период жизни. А действительно всю нашу жизнь. И взирая на себя самих, со всеми своими немощами, слабостями, грехами, какими-то недостатками, испытаниями жизненными, взирать на то, что мы – дети Божии. 

   Через Христа мы усыновлены Богу Отцу. Через Христа мы стали все между собой братьями и сёстрами. Его детьми. Друзьями Иисуса Христа.

   И это – великая Тайна.

   Мы можем остановиться на уровне просить у Бога всегда что-нибудь:

   — Дай. Дай, пожалуйста! Ещё чуть-чуть. Ещё чуть-чуть…

   Но это – слишком мелко.

   Господь призывает нас. Как и сегодняшний Евангелист Иоанн, который очень высоко, да, летал всегда в своей проповеди, в своём Евангелии. Он призывает нас с тому, чтобы мы тоже вознесли наши сердца, вознесли наш дух и как-то посмотрели на себя с той любовью, с которой смотрит на каждого из нас Небесный Отец. 

   Трудностей хватает – вопросов нет. У всех. Всегда. И так будет до скончания века. Как и у сына Человеческого, у Иисуса Христа этих проблем было много. Его убили в конце концов.

   Но Он Воскрес.

   И мы призваны, пройдя этим же путём – путём человека, путём который избирает для себя Сам Бог, пройти до Воскресения. Пройти до новой реальности, которую мы называем Царствием Небесным.

   Пусть, дорогие братья и сёстры, эти Тайны, которые мы созерцаем в это время: Тайна Рождества, Тайну Крещения, которую мы будем скоро вспоминать, Тайну Богоявления и прихода волхвов – вот все эти события… Чтобы мы выходили дальше только обрядовых моментов. Посвящайте этому время. У нас его сейчас, вроде бы, мало, а, вроде бы и есть. Но это – великая весть. 

   Бог любит каждого человека. Настолько, что Сам становится одним из нас.

                                                                           О. Денис Марчишин, 05.01.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *