Святое Семейство

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы отмечаем Торжество Святого Семейства. Марии, Иосифа и Иисуса. И конечно, слова молитв Церкви, и то, что мы слышим сегодня, как-то ставит в центр именно этот пример Святого Семейства.

   Но мы должны быть с вами людьми честными и смотреть как-то по сторонам. Какой момент этого примера мы должны взять для себя и можем взять для себя?

Зачастую, даже внутри Церкви, когда ты смотришь какие-то размышления и рассуждения о семье, то всегда берётся некая, вот эта «идеальная семья». Семья, где всё с точки зрения внешней формы… всё соблюдено. Брак – венчан, каноничен. Детей – ну, трое. По современным меркам идеально. Уже плюс один, как бы, популяция растёт. Всё хорошо, ходят в церковь и так далее.

Но если вдруг касаешься, даже вот, в нашем общении, да, тех людей, которые профессионально служат Церкви, касаешься в общении других ситуаций – то как будто бы это и не семья.

А это не совсем так.

«Семья» — это термин, не который мы внутри Церкви, внутри Евангелия как-то соорудили. Нет. Там есть другой оттенок. Там есть возвышение этой формы жизни до уровня Таинства.

Но семья была изначально.

И поэтому, что делать с теми людьми, которые не попадают вот в этот образ «правильной семьи»? Или как-то не соответствуют?

Бабушка и внук… Бабушка, воспитывающая внука, это – семья или не семья?

Это – семья.

Мать-одиночка, которая воспитывает детей, это – семья или не семья?

Семья.

Одинокий мужчина, у которого остался ребёнок, потому что жена ушла. Семья или не семья?

Семья.

Да, социологи её назовут, там, неполной, нуклеарной, что-то ещё и ещё там. Много есть определений семьи.

Но это — семья.

Имеют ли они право, такие семьи, которые поранены, брать пример со Святого Семейства?

Более, чем имеют право.

Потому что пример Святого Семейства, это не только вот эта вот внешняя вещь.

Мы должны быть честными, дорогие братья и сёстры – это очень сильно меняется уже на наших глазах. И что будет в будущем? Учение Церкви о семье конечно неизменно. Но жизнь нам показывает, что сохранять семью и сохранить целостность всё сложнее.

Те поговорки, которые мы сейчас воспринимаем даже как немножко такие… оскорбительные: «Стерпится – слюбится», например. Ведь это замечательная поговорка. Потому что действительно – люди женились, в общем-то не зная друг друга. Потому что один брал ответственность, и другая брала ответственность. Потому что одной без другого не прожить. И ему не прожить, да. И даже в истории Церкви были с этим… в Православной Церкви были из-за этого разные, там, трудности. После эпидемий, например. Когда у батюшек оставался детей, да, полный двор, а жена умирала. Ну, они брали вторую.

Канонически – нарушение. Поэтому там были прещения. Там была наша инквизиция местная, при Иване Грозном…

Но была жизнь.

Было принятие решения.

И вот эти сложности, с которыми мы сталкиваемся, они на нас наваливаются. Современная женщина, как и современный мужчина… Давайте будем честными – не нуждается в браке с точки зрения выживания. Те вещи, которые скрепляют, мы уже должны называть какими-то другими словами. Никто не ограничен ничем.

И дальше, очевидно, в связи с тем развитием, которое у нас происходит в обществе, это будет всё сильнее и сильнее. Социальные гарантии, как бы мы не говорили, как бы не испытывали их в своей жизни, они становятся всё мощнее. Человек не обязан связывать свою жизни ни с кем.

И эта идеология… Мы можем возмущаться и говорить, что это просто некая идеология. Но мы все с вами ей подвержены. Так или иначе. И когда это касается какой-то нашей жизни, или наших близких родственников… Поверьте, да. Даже самый верующий человек скажет:

— Ну это вот – жизнь. Так бывает. Да.

Поэтому сейчас, говоря отсюда… Я понимаю, что немножко, да, провокационно. Наверное, надо было сказать, как всё должно быть правильно и идеально.

Этого – нет.

И я, как священник – да, молодой, всё реже вижу то, как правильно. Как должно быть.

А причина в другом, дорогие братья и сёстры. Потому что мы ищем опору именно в том, что предлагает нам общество. То, что нам предлагает мир. Мы ищем опору в каких-то очень человеческих вещах.

А они будут изменны.

Всё равно никуда не денется, что большинство семей будет моногамные, верные и так далее. Это просто свойственно нам, как высшим млекопитающим. Это естественно, да. Врачи, антропологи, да, могут об этом долго говорить. Это всё чушь, что мужчине, там, необходимо, что-то там, кого-то оплодотворять бесконечно. Ерунда это всё. Наши предки древние жили маленькими группами по двадцать человек. Им было хорошо. И никто там никуда не уходил. Это всё тоже нам навязывают. Это всё – ерунда.

Но если мы строим на том, что предлагает нам мир, мы заблудимся. Мы потеряемся. Мы не сможем это удержать.

А вот искать опору в Святом Семействе, как в примере духовного возрастания – вот это мы призваны делать, будучи христианами. Смотреть на Иосифа, Марию и Иисуса как на тех, кто безусловно руководствовался в своей жизни Голосом Небесного Отца. Иисус – в абсолютно другом измерении. Мария – тоже. Но — и Иосиф.

Их подчинённость Воле Божьей, их внимательность к Его Голосу – вот что определило.

И вот что их делает Святым Семейством.

Каждый из нас, дорогие братья и сёстры, в своей жизни совершает какие-то ошибки. И опять же повторюсь – ну просто это определённый реализм. Рушатся эти ценности. Если бы мы сейчас с вами жили в Викторианскую Эпоху – вообще проповедь была бы другая. Там все всё понимали. У всех всё было хорошо. Семья должна быть, чин чинарём, в пять часов чай и всё прекрасно. То, что там творилось за стенами и как-то тайно… Мы не будем об этом говорить, почитаем Диккенса об этом.

А укореняться в Слове Божьем, дорогие братья и сёстры – это возможность для нас исцелять наши раны. Это возможность нам проживать те ситуации, в которых мы оказываемся в наше время.

Это очень сложный выбор.

Потому что, общество-то на самом деле сейчас нас не поддерживает. Нам говорят:

— Зачем тебе это?

— Зачем тебе то?

— Зачем тебе стойкость в принятии каких-то решений? Получай, бери! Бери всё новое и новое! Бери новую машину, бери новый телефон, бери новое … Новую жену. Мужа….

Мир нам это будет предлагать.

И это становится более и более допустимым. Да. Мужчина в сорок пять может быть с двадцатилетней девушкой?

Может быть.

Раньше бы ещё сказали:

— Ну что-то странное.

Сейчас так скажут, только если он – депутат, или кто-то ещё. В остальных случаях скажут:

— Ну, любви все возрасты покорны.

Вырвут из Пушкина цитату, не понимая, о чём говорит Пушкин. Ну, это отдельный разговор.

Дорогие братья и сёстры, нам в Церкви очень важно быть честными друг перед другом. Наши семьи – поранены. У нас – много кризисов. У нас – много проблем, которые продолжают в нашей жизни жить, быть и находиться.

Мы предаём. У кого-то – лучше, у кого-то – хуже, с такой, да, какой-то объективной точки зрения. Но тем не менее, касаясь себя, мы как-то позволяем себе чуть больше.

Если же Слово Божье… Если Голос Небесного Отца проникает в нашу жизнь, тогда мы понимаем, что такое верность. Тогда мы понимаем, как её сохранять. Тогда мы понимаем, что значит погружаться по-настоящему в Любовь Божью.

Что значит — жить Его прощением.

Не бесконечными самостью, претензиями, да. Этой агрессией, которая часто у нас бывает. Если что-то не соответствует – всё. Всё искрит, всё не так. Мы, может быть, терпеть, потому что сил не хватит разорвать. Но внутри сердца нашего нет вот этого места для прощения и любви, подобных вещей.

А должно быть, дорогие братья и сёстры.

Без этого мир нас победит.

Без этого мир нам, в своей массе, объяснит другие вещи:

— Получай, сколько можешь, удовольствия!

— Получай, сколько можешь, радости!

— Получай, сколько можешь, какого-то внешнего благополучия!

— Если для этого надо бросить всё – брось, — скажет нам мир. – Ты не умрёшь. Ты не будешь голодать. Ну, пару месяцев покантуешься, и всё вернётся. Только новым.

И это правда, дорогие братья и сёстры.

Но что будет с нашей душой? С нашим сознанием? С нашей совестью? Вот это – вопрос.

И на такие вопросы, ответ действительно можно найти, только в Слове Божьем. В жизни Церкви. И в укоренении вот в этой Тайне этого Святого Семейства.

Евангелие нам неоднократно говорит, что у них были различные испытания. Очень сильные. Очень странные испытания. Сегодня, да, мы видим, что вообще Иисуса хочет убить Ирод. Ну это, как бы, очень серьёзная вещь. Необходимо бежать. Необходимо всё менять. С точки зрения внешней – кошмар, да. Серьёзно — если разобраться, кто бы из нас в такое влез? У нас за границу кто-то ездит, вторые семья заводит. Три месяца там прожить не мог. Ну, просто, да, тоже так бывает. Наверное, у каждого есть такие знакомые.

Преодолевать трудности именно в том, что послушно Голосу Бога. Что прощение, любовь и принятие другого человека, который послан мне Богом, если я в это верю – это становится чем-то актуальным.

Чем-то настоящим.

Все остальные трудности могут выбивать из колеи и как-то раздражать. Быть тяжкими. Но не становиться тем рубежом, через который необходимо переступить, чтобы мне было хорошо.

Жизнь – есть жизнь. И в ней – куча всего.

Если же я это воспринимаю как набор случайных факторов – беда.

Если же я это воспринимаю как присутствие Бога в моей жизни – тогда мир никуда не денется. Тогда будет покой и истинная благодать.

Дорогие братья и сёстры, сегодня, вспоминая Святое Семейство, я призываю каждого… Ну, мы все из каких-то семей, из разных. Все мы принадлежим – я тоже, сёстры, отец Епископ. У нас есть семьи. Восходящие, нисходящие – это другой вопрос. Но пусть мы ещё ищем духовного единства. Не только внешнего. Не только формального. Но и настоящего внутреннего единения, которое основано на Боге.

Пусть, дорогие братья и сёстры, вы… не боитесь своей веры. Чтобы вы не боялись своего укоренения в Боге. Большинство из нас, наверное, здесь по одиночке, да. То есть — семей-то всё равно меньшинство будет.

Не бойтесь свидетельствовать.

Не бойтесь быть присутствием Бога для своей семьи.

Это важно.

Мир силён. Вот эта идеология… Я не люблю это слово, да. Мир так это понимает. Мир ищет, как лучше выживать.

Он будет нам предлагать.

Евангелие – а значит Бог, предлагает нам какие-то другие варианты.

Которые основываются не на внешней силе. Не на внешней крепости. Но на Любви и прощении.

Пусть Святой Семейство, которое мы вспоминаем, будет примером поиска Бога. Примером верности Богу. И примером Любви и прощения для каждого из вас.

Аминь.

О. Денис Марчишин, 29. 12. 2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *