Третье воскресенье адвента (15.12.19)

   Возлюбленные братья и сёстры!

   Слово Божие сегодняшнего – третьего воскресения Адвента, уже дышит такой, предрождественской атмосферой. И в первом чтении, и в Евангелии, мы услышали такие, слова утешения, которые так близки нам. Потому что они говорят о радости.

   Мы сами знаем, что есть много моментов, которые, может быть, такие – нерадостные. Когда человек — слепой, хромой, прокажённый, глухой, мёртвый, нищий. Конечно – здесь речь не идёт о решении социальных каких-то вопросов, связанных только со здоровьем. Потому что Христос, когда исцеляет человека, тогда показывает что-то большее.

   Сегодня это Слово Божие напоминает нам об исполнении Божьих обетований.

   Пророк Исайя не напрасно называется «Евангелистом Ветхого Завета». Потому что он говорит о временах Христа. И он так же предсказывает эти времена. И мы слышим, что как раз Иисус, когда отвечает Иоанну Крестителю, использует цитату из Книги Пророка Исайи. Что как раз-таки в Нём исполняются эти пророчества. И мы можем тоже сегодня радоваться тому.

   Потому что это совершается ради нас.

   Христос приходит, чтобы принести полноту радости человеку.

   Конечно – это не значит, что сейчас все проблемы решатся. Об этом я думаю есть неправильное представление. Но всё-таки, особенно в духовном плане сегодня можем поразмышлять немного, в чём состоит эта радость? Потому что иногдалюди, которые смотрят на нас, верующих, может быть скажут:

   — Ну, быть верующим – это что-то нерадостное.

   Если мы так посмотрим на себя – у каждого свои проблемы, и вот придём мы в церковь и так сидим, со своими проблемами, трудностями, переживаниями. Казалось бы, что радости – минимум.

   Но – во-первых, надо здесь отличать, что радость – это не то же самое, что веселье. Хотя каким-то образом они связаны. Но веселье – это что-то другое, чем радость. Потому что, когда человек весёлый – это происходит по разным, так скажем, мотивам — когда что-то приятное происходит, когда что-то удачное. Когда человек что-то новое приобрёл. В одном кроссворде был такой вопрос. Там было так написано:

   «Если хочешь быть счастливым один час – сделай себе вкусный обед. Если хочешь быть счастливым целую неделю – купи себе новое платье. Если хочешь быть счастливым целый месяц – купи себе новую машину. Но если хочешь быть счастливым всю жизнь…»

   И там — три точки.

   Что бы вы поставили на это место? Что бы там было достойного, что бы нас радовало всю жизнь? Я думаю, что из этих, внешних, так скажем, импульсов, которые являются такими, как бы «запускателями» нашей радости, мы бы здесь не довольствовались. Потому что мы видим, что часто кратковременная, радость, должна быть без конца, чтобы была полной.

   И здесь мы сталкиваемся с тем, что как бы мы не искали в этих внешних, таких, моментах, жизненную радость, мы видим, что раньше, или позже приходит момент, которым мы называем простым словом: смерть. Которая прекращает все эти внешние, так скажем, импульсы радости. Они – нужны. Они – важны. Но они не могут дать полной радости. А здесь мы ощущаем, что надо искать что-то более глубокое. Что останется даже после смерти.

   А здесь – то, что мы можем сегодня осознать. Потому что не напрасно мы скажем: «Христос приходит как Тот, Который приносит полноту радости человеку».

   Радости.  Может, не веселья, не сразу достатка какого-то, или здоровья полного, или избавления от всех внешних каких-то моментов, которые мешают нашему представлению о радости.

   Потому что мы видим – это нас не наполнит. Оно – нужно. Надо быть за то благодарными, когда есть у нас и благополучие, и то, что как-то исполняет наши мечты, наши ожидания. Но,если бы мы только здесь искали, мы не найдём Бога вот в этом. И мы о ней мечтаем. Мы желаем этой полноты радости. А это – уже есть в нас.

   Святой Григорий Великий так и говорит: «Это желание в человеке есть. Вопрос – где он ищет утоления этой жажды о радости».

   Но мы здесь не хотим остаться только на каком-то поверхностном отношении к радости. Во-первых – если мы скажем: «Люди, которые верующие, они такие не радостные, а я вот хочу как-то наслаждаться жизнью. Я потом, где-то на пенсии, буду заниматься религиозными вопросами». Ну это тоже самое, что сказать: «Я только на пенсии буду искать полноту радости». А мы здесь чувствуем, что это – не наполняет. Некоторые люди так говорят: «Ну, надо искать множество каких-то моментов, наслаждений, чтобы там, где-то на старость, было что-то вспомнить». —  Ну… если вспомнить ещё получится.

   Опять – здесь мы чувствуем, что множество этих внешних, так скажем, «импульсов для радости», не сложат составляющую полноту.

   В чём эта радость?

   И здесь мы чувствуем, что она происходит изнутри. В независимости от внешних импульсов. И удивительно, что мы можем говорить о радости, как верующие люди и тогда, когда в жизни непросто.

   Почему это так?

   Потому что мы замечаем свои ограничения. Мы верим, что мы – люди ограниченные. Мы – ошибаемся. Мы – падаем. Мы ощущаем свою слабость. Мы – заблуждаемся. И так далее. А это всё – как бы, казалось, мешает нашей радости.

   Но здесь вопрос в другом.

   Если мы верующие внутри – мы, признавая в себе эти наши человеческие ограничения, можем принять этот дар радости, как незаслуженный дар от Бога.

   Почему Рождество для нас – такой радостный праздник?

   Потому что Бог приходит к нам, людям, не потому, что мы это заслужили. Не потому что мы были хорошими. А – наоборот. Чтобы нам показать, где эта настоящая радость. Чтобы нам показать, что мы можем в Нём найти утоление этой жажды о радости.

   А это проявляется там, где мы готовы принять Божье прощение. Там, где мы замечаем свои упущения, свои грехи, мы можем принять эти освобождающие, радостные слова:

   — Я отпускаю тебе грехи. Иди с миром.

   Как это незаменимо! Это мы не найдём нигде на другом месте. Как теперь сказать, что верующий человек не может быть радостным? И при Крещении, когда прозвучат эти таинственные слова: «Ты Мой возлюбленный сын, ты Моя возлюбленная дочь»? К каждому из нас с минуты Крещения сказано: «В тебе Моё благоволение».

   И на Рождество повторяется:

   «Слава в вышних Богу, и на земле людям мир, в которых Бог имеет благоволение».

   Бог благоволит тебе. Это – дар. Я – не тот, который потерян в этом мире. Я – не тот, который здесь случайно. Я – не тот, который только где-то, среди всех страданий, погружённый в свои неудачи, в свои переживания.

   Я – тот, в котором Бог имеет Своё благоволение.

   Как это важно заново осознать и идти вперед, несмотря на наш человеческий опыт. Как обычно то, что нам даётся легко, мы часто не ценим. Но когда нужно ради чего-то чем-то пожертвовать, мы чувствуем более глубокое удовлетворение.

Не напрасно напоминает нам Евангелие: даже стакан воды, который мы подали жаждущему, не останется у Бога без внимания. Без награды.

Что мы сделали для другого?

                Когда я дарю своё участие, своё внимание, свою любовь человеку, который и не думаю только о себе, это – приносит мне радость. Хоть этого никто не заметит. Ну – никто не сказал: «спасибо» и не написал об этом на первой странице какого-то журнала… Это – настоящая радость. Которая останется. Которая – не отнимется.

   Если вспомним ещё одно событие из Евангелия, когда Иисус отправил Своих учеников, они вернулись, наполненные радостью. «Нам даже нечистые духи повиновались!» А Иисус говорит:

   — Не об это радуйтесь. А радуйтесь тому, что ваши имена записаны в небе.

   Если по-другому скажем, другими словами:

   — Не в ваших успехах полнота радости. А в том, что мы призваны быть с Богом навсегда.

   Как это радует и меняет наши отношения к людям, которые живут рядом с нами.

   Как это важно осознать иногда, когда приходят испытания. Конечно по-человечески, когда, мы – печальны, и это – нормально. Но это не значит, что мы потеряли – или должны потерять эту внутреннюю радость.  

  Да – это печально. Но опять – эту радость внутреннюю не может никто у нас отнять. Апостол Павел это так красиво выразил: «Ни высота, ни глубина, ни ширина, никакая другая тварь не может отделить меня от Любви Божьей ко мне». Как это важно осознать.

   Дорогие! Может быть, в эти дни Рождества, мы будем окружены такими, внешними проявлениями нашей радости. Даже люди, которые неверующие, будут ставить ёлку, украшения, потому что в этом есть эта жажда радости, жажда чего-то радостного.

   Но для нас это время должно быть чем-то большим, более глубоким и живым. Это должны быть отношения с Живым Богом и Он – тот, который через прощение и Дар спасения, дарует мне полноту жизни и радости.    

15.12.19 О. Андрей Ферко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *