Единый Посредник Христос основал и непрестанно поддерживает на сей земле Свою святую Церковь, сообщество веры, надежды и любви, как зримый союз, через который Он изливает на всех истину и благодать.
Однако общество, обладающее иерархическими органами, и мистическое Тело Христово, зримое собрание и духовную общину, Церковь земную и Церковь, наделённую небесными благами, следует рассматривать не как две различные вещи, но как две составляющие одной сложной реальности, образуемой божественным и человеческим началами.
Поэтому по аналогии, не лишённой глубокого смысла, она уподобляется тайне воплощённого Слова. Ибо, как естество, воспринятое Божественным Словом, служит Ему живым орудием спасения, нерасторжимо с Ним соединённым, так и социальная структура Церкви служит Духу Христову, её животворящему, ради возрастания Тела (ср. Еф 4, 16).
Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую, которую Спаситель наш по воскресении Своём поручил пасти Петру (ср. Ин 21, 17) и ему же, как и другим апостолам, вверил её распространение и управление (ср. Мф 28, 18 слл.) и навсегда воздвиг её как “столп и утверждение истины” (1 Тим 3, 15).
Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству.
– (II Ватиканский Вселенский Собор, Домгатическая Конституция о Церкви Lumen gentium, 8).
Церковь вселенская (католическая, кафолическая), поскольку в ней присутствует Христос: «Там, где есть Христос Иисус, есть и вселенская Церковь» (св. Игнатий Антиохийский). Она возвещает полноту и совокупность веры: несет в себе и раздает полноту средств спасения; она послана с миссией ко всем народам всех времен и всех культур.
Всякая отдельная Церковь (т.е. диоцез и епархия), состоящая из общины христиан, пребывающих в общении веры и таинств со своим епископом, рукоположенным по апостольскому преемству, и в общении с Римской Церковью, «которая первенствует в любви» (св. Игнатий Антиохийский), есть вселенская.
Все люди по-разному принадлежат или предназначены кафолическому единству народа Божия. Полностью включены во вселенскую Церковь те, кто имея Духа Христова, соединен с ней узами исповедания веры, таинств, церковного управления и общения. Крещеные, не разделяющие полностью это кафолическое единство, находятся в некоем, хотя и несовершенном, общении со вселенской Церковью.
Утверждение «Вне Церкви нет спасения» означает, что спасение целиком исходит от Христа-Главы через Церковь, Его Тело. Поэтому не может спастись, тот, кто зная, что Церковь основана Христом и необходима для спасения, не вступает в нее или не остается в ней. В то же время, благодаря Христу и его Церкви, может наследовать вечное спасение тот, кто без своей вины не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же искренне ищет Бога и под воздействием благодати стремится исполнять Его волю, познаваемую через голос совести.
В Церкви по Божественному установлению есть священнослужители, которые получили таинство Священства и составляют иерархию Церкви. Остальные именуются мирянами. Есть верные, принадлежащие к той и другой категории, которые особым образом посвящают себя Богу принесением обетов евангельских советов: целомудрия в безбрачии, бедности и послушания.
Христос установил церковную иерархию с миссией в Его лице пасти народ Божий и потому дал ей такую власть. Иерархия образована из священнослужителей: епископов, пресвитеров, диаконов. Благодаря таинству Священства епископы и пресвитеры действуют, исполняя свое служение, во Имя и в Лице Христа-Главы (in persona Christi Capitis); диаконы служат Народу Божиему в диаконии (служении) слова, литургии, милосердия.
Папа, Епископ Рима и Преемник св. Петра – постоянное и видимое начало и основа единства Церкви. Он наместник, викарий Христа, глава коллегии епископов и пастырь всей Церкви, над которой он, по Божественному установлению, имеет полную, верховную, непосредственную и вселенскую власть.
Коллегия Епископов осуществляет над Церковью верховную и полную власть в общении с Папой и никогда без него. На епископов, пребывающих в общении с Папой, возложен долг верно и авторитетно возвещать всем Евангелие, поскольку они – подлинные свидетели апостольской веры, облеченные властью Христовой. Сверхъестественным разумением веры Народ Божий неотступно держится веры под руководством живого Учительства Церкви.
Каждый епископ, будучи членом коллегии епископов, разделяет коллегиальную заботу обо всех поместных Церквах и обо всей Церкви вместе с другими епископами, пребывающими в единстве с Папой. Епископ, которому вверена поместная Церковь, правит ею с авторитетом священной власти, собственной, прямой и непосредственной, осуществляемой во имя Христа. Доброго Пастыря, в общении со всей Церковью и под руководством Преемника св. Петра.
Собственное призвание мирян искать Царства Божия, просвещая и устрояя преходящие реалии по воле Божией. Тем самым они исполняют призвание к святости и апостольству, обращенное ко всем крещеным.
Верные миряне участвуют в священническом служении Христа, принося духовную жертву, «благоприятную Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2. 5); в первую очередь, принося Ему в Евхаристии собственную жизнь со всеми присущими ей делами, молитвами, апостольскими начинаниями, семейными отношениями, повседневным трудом, житейскими трудностями (если они переносятся терпеливо), телесным и духовным отдыхом. Тем самым миряне, посвященные Христу и помазанные Духом Святым, посвящают Богу весь мир.
Миряне участвуют и в пророческом служении Христа, принимая, все совершеннее, в вере Слово Христово и благовествуя его миру свидетельством жизни и словом, евангелизацией и катехизацией. Такая евангелизация обретает особую действенность потому, что совершается в обычных условиях этого мира.
Миряне участвуют в царственной миссии Христа святостью жизни, получив от Него силу самоотречения побеждать грех в себе самих и в мире. Они исполняют разного рода служения на благо общества и насыщают нравственными ценностями земные дела человека и общественные институты.