Дорогие братья и сёстры, тот отрывок, который мы слышали на прошлой неделе из пятой главы Евангелия от Матфея – Нагорная проповедь, сегодня, вот, завершается. И, на самом деле, по сути-то каждый раз что-то изобретать и новое говорить довольно тяжело. Поэтому – повторение. «Повторение – мать учения».
Нагорная Проповедь Иисуса Христа, дорогие братья и сёстры, очень важна в Евангелии. И, как мы с вами размышляли, что это — синтез, и вершина, и такой манифест всего, чему учит Иисус Христос. И это не просто какие-то опять же, как мы с вами неоднократно вместе размышляли, сугубо такие… моральные вещи, которым вот Он нас наставляет, чтобы мы были такими добрым, ко всем относились хорошо: да, вот «не противься» и так далее.
Потому что, если мы будем честными – каждый раз, слыша эти слова Иисуса Христа, они для нас – странные. Про подставление щёк. Поэтому внутри Церкви есть сто пятьдесят интерпретаций по поводу этого. Вот там: «ударить по щеке». Что можно это по –разному истолковать. Что на самом деле тот, кто бьёт, это он себя унижает. И вот второй раз, когда он бьёт, он ещё делает себя ниже.
Но мы-то с вами на практике знаем, что это не так. Когда меня кто-то лупит по лицу – ну очень трудно подумать, что он себя унижает. Мы потом так накручиваем всё, что это он — слабый человек. Но жизнь показывает, что нет. Когда тебе дают пощёчину, то очень тяжело что-то там продолжать, как-то терпеть и переносить это.
Когда кто-то хочет забрать у меня рубашку, то сложно отдать ему ещё и пиджак. Ну, как бы, это не очень логично. Сердце наше говорит, что такие вещи тяжело делаются.
И уж тем более – любить врагов… Ну, не будем говорить громких слов – любить тех, кто нам не нравится. Это вообще вещи, которые даже в одном предложении, они как-то не стыкуются. И поэтому для нас конечно, в каком-то смысле Нагорная Проповедь непонятна. Она так и остаётся для нас вызовом.
Но здесь важно посмотреть, когда Иисус это произносит. Он произносит это всё-таки в своём времени, в земном.
И это – Римская Империя.
Римская Империя, которая, вроде бы, находится на пике. Весь обитаемый мир (по крайней мере, который был известен тогда самим римлянам) под их контролем. Но при этом внутренне у них огромный кризис. Огромный кризис непонимания, собственно говоря, что с этой жизнью вообще делать.
Кажется – всё есть, да. Прекрасные римские технологии. Продуктов – более-менее по тем временам, потом будет хуже. Рим тогда прекрасен, и целиком состоит из мрамора, и весь заполнен садами и банями. И граждане просто могут себе позволить себе целый день ничего не делать и размышлять о высоком. Поэзия, творчество…
Но при этом – огромный кризис самосознания. То, что Понтий Пилат в конце концов и скажет Иисусу Христу: «А что есть истина?» Как бы: «Вот у нас всё есть. Я – военачальник. Ну а что такое истина? Что с этим всем делать?»
И именно в этот момент, вот в таком окружении, Господь произносит такие радикальные вещи. Которые открывают горизонт перед человеком – ну, невозможный. То есть, теперь выход не римский – умереть на пиру от самоубийства, обожравшись, обпившись, в окружении дев. И, в конце концов, закончить с этим земным пребыванием, отправится в царство Морфея навсегда.
Вот римский идеал.
И вдруг Иисус Христос говорит людям, всем провозглашает, что нет.
Что любовь выше.
Что можно отказаться от всех этих земных вещей, которые на самом деле благие, и всё хорошо, что нам даровано. Но не этим жизнь определяется. Это человек может всё отдать, потому что человек призван к чему-то более высокому. К любви, в конечном итоге.
И именно вот эта Благая Весть, Евангелие, позволяет христианству так быстро распространяться по Римской Империи. Вот чисто исторически. Мы с вами учили все в школе, да, (мы – наследники научного коммунизма), что это просто рабы придумали себе, что потом будет рай, и поэтому быстренько это всё, значит, использовали.
Ну конечно же нет. Это слишком простое и примитивное объяснение.
Абсолютно новый образ жизни, к которому призывает Евангелие – вот это было движком. То, что Господь принёс действительно Евангелие, действительно Благую Весть о том, что человек способен к вещам, превосходящим всякое его сознание и понимание, и вообще собственные ориентиры. Это людей настолько вдохновило, что буквально за три столетия это становится единственной религией во всей Римской Империи.
Мы, дорогие братья и сёстры, с вами, наследники двух тысяч лет, когда христианство, как бы, везде. То есть – все в курсе, о чём речь. Но на самом деле для нас период вот этого обращения и период полёта, который мы видим в Евангелии, он не заканчивается. И он возможен для жизни каждого из нас.
В любой момент времени снова и снова обращаться.
Снова и снова поверить, что «люби ближнего твоего» и «люби всякого человека», что это – возможность. Да – на практике куча проблем, мы с вами прекрасно об этом знаем. У каждого из нас. На практике любить всех невозможно.
Но каков наш идеал?
Каково наше устремление?
И каково желание нашего сердца на самом деле?
Вот к этому мы призваны. Не будем справляться – в этом ничего страшного. Но на самом деле наша жизнь — она наполнена смыслом, и даже преисполнена им.
Потому что Господь Сам приходит к нам. К нам с вами видимым образом — в Таинствах. То есть – мы можем Его встретить.
Но Он приходит в жизнь каждого человека. И эта возможность есть.
Если же мы отринем это – ну, тогда остаётся… Ну, немножко тупик такой. Можно, конечно, найти отдохновение в работе. Можно? Можно. Можно найти отдохновение в том, чтобы обзавестись кучей вещей? Ну, в принципе, это неплохо. Квартира, дача, побогаче снегоход… Что-нибудь ещё – съездить в отпуск. Одежда – с этим у нас проблем нет сейчас. Закупайся тем, сем, пятым, десятым…
Это приятно. Это дарит удовольствие. Но в конечном итоге каждый раз наступает тупик. И это похоже на какие-то такие тяжёлые наркотики. Когда ты снова и снова вынужден подбадривать себя. Что вот только тогда твоя жизнь насыщена, когда в ней исполнены все эти бытовые вещи.
Но мы с вами знаем, что это – тупик, в конечном итоге. Хоть Билл Гейтс – всё, тупик. Если нет любви, если нет смысла, если нет заполнения этой духовной пустоты, которая в нас есть. То что сказал Сартр – это заезженная цитата из Контакта, что у каждого человека дыра, размером с Бога, и каждый заполняет её, чем может.
И это так.
Только заполниться эта дыра, размером с Бога, может только Богом.
И у нас с вами, дорогие братья и сёстры, эта возможность есть. И нам она явлена открытым образом. Мы с вами всё это знаем.
Но мир иногда как-то по незнанию нам навязывает другие идеалы. И, на самом деле, это – прекрасный опыт, когда ты сталкиваешься с человеком, который не знаком с Благой Вестью и не знаком с Евангелием. И когда он первый раз это слышит. В первый раз слышит вот эти вот речи, которые мы: «Ну, ёлки зелёные! Сколько можно…»
А когда человек слышит в первый раз… Вспомните это. Когда вы в первый раз по-настоящему услышали Евангелие и очень удивились, и очень обрадовались. Это не было иллюзией, это не было обманом. Это, может быть, немножко затёрлось, но у нас есть возможность дальше следовать этому великому призыву.
Через неделю… Через три дня, дорогие братья и сёстры, мы начнём Великий Пост. Позвольте себе во время Великого Поста посмотреть, подумать, поразмышлять над Евангелием и над своей жизнью.
Пост – постом. Это – одно из условий. Не кушать майонез — это всё здорово и для здоровья полезно.
Но действительно посмотреть – где я могу обратиться?
Где я могу снова применить Евангелие в своей жизни?
И по-настоящему найти в нём опору?
Не просто в традиции. Не просто в привычке своей. Очень хорошей привычке – это не самая плохая привычка — молиться утром. Но действительно постараться увидеть.
И как-то поместиться себя в Евангелие.
И Евангелие – в свою жизнь.
Это не требует от нас стать дурачками. Хотя сегодня Павел говорит: «Быть безумными», но аккуратней с этой фразой. Безумие к нам всем ещё придёт в своё время, поэтому не торопитесь. Но жить Евангелием и впустить его в своё сердце, дорогие братья и сёстры.
Пусть пост, который у нас сейчас начнётся, станет временем именно для этого.
Для того, чтобы мы поверили, что любовь в этом мире есть.
Имя ей – Бог. И мы в этой Любви призваны жить.
Аминь.
О. Денис Марчишин, 23.02.2020.