Дороге братья и сестры, сегодняшнее Торжество мы празднуем в воскресный день, тогда как в некоторых других странах это Торжество перемещается на четверг. Торжество Тела и Крови – той вершины Таинства, которое мы совершаем и на котором присутствуем сейчас, когда простой хлеб и вино натуральное, виноградное по слову священника пресуществляется и становится Телом и Кровью Христовой.
Мы все эти фразы знаем из катехизации, эти фразы о реальном присутствии Иисуса в Евхаристии нам знакомы. Мы знаем о том, что действительно Сам Господь в каждой частице присутствует сущностно, ну и хорошо, казалось бы – мы это знаем, мы это каким-то образом исповедуем, если нас об этом спросить – мы подтверждаем, да, действительно Господь присутствует в каждой частице.
Вопрос в другом – что мы делаем с этим дальше? Какое наше отношение с Причастием? Какое наше отношение с тем, чтобы принимать Самого Господа под видом хлеба. Священники всегда принимают под видом хлеба и вина, но верные, как правило под видом хлеба, но вопрос остается что нам с этим делать?
Мы подходим к Причастию – берем эту маленькую белую Хостию и причащаемся и что? Для нас важно понять, дорогие братья и сестры, что любое Таинство и любое восприятие этого Таинства происходит во времени, в истории, то есть то, что Господь совершил однажды и передал своим ученикам среди народа будет восприниматься и хорошо переживаться по-разному в зависимости от эпохи.
С одной стороны, действительно Таинство происходит, это не учении Церкви, это учение Фомы Аквинского, что Пресуществление происходит в конкретный момент, Церковь никогда это не определяла. Но Церковь сказала, что это будет происходить в рамках Литургии, в рамках всей Святой Мессы. Конечно, еще схоластики обсуждали, если священник едет и к примеру, сошел с ума и проезжает мимо булочного магазина и тут Пресуществление произойдет или не произойдет? Церковь отвечала, что нет, ничего не произойдет. Если здесь на алтаре положить хлеб и в этот момент кто-то еще достанет хлеб и священник прочитает слова Пресуществления и вот скажут, вот у меня тоже хлеб – тут тоже ничего не произойдет, потому что важна интенция, с которой священник совершает Таинство, а интенция священника, чтобы Таинство происходило на алтаре. Так учит Церковь.
Что такое Причастие? Да, в Церкви есть практика Причастия вне Святой Мессы, есть практика Причастия для больных, конечно там нет возможности служить Святую Мессу вместе с Литургией слова. Но что это для нас?
Сегодня Господь через апостола Павла говорит, как это произошло: «Сие творите, когда только будите пить в Моё воспоминание», Он говорит: «…в Моё воспоминание», — значит то, что сейчас происходит здесь перед этим алтарём – это не только момент, что мы ждём только Святого Причастия. Мы живём в 21 веке. Я бы мог поставить какого-нибудь робота, который бы всех сканировал через сетчатку глаза, и он бы выдавал вам Причастие, если бы этого было достаточно. Но Господь говорит: «Совершайте это в Моё воспоминание».
Каждое наше участие в Святой Мессе – это точное повторение Тайной Вечери. Господь, накануне Своих страданий собирает учеников вокруг праздничного стола, беседует с ними, говорит с ними – долго, всю ночь – в Евангелии всего лишь маленькая часть, и в завершении этого ужина берет хлеб, говоря при этом, что- «это Его Тело» и в конце, когда уже идет четвертая чаша вина, согласно иудейскому обряду, Он говорит, — «это Кровь Моя». И ученики принимают, и идут теперь с Ним в Гефсиманский сад. Причастие всегда получается вокруг Литургии, а Литургия — это вся наша жизнь, братья и сестры!
От того что мы приходим и накапливаем количество Причастий в течение жизни – это тесно, это мало, это — магия, это магизм. Важно помнить, что мы приходим к самому Господу, мы ведём диалог с Ним.
Священник начинает Святую Мессу: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» и народ отвечает: «Аминь», то есть мы — это те ученики, которые сидят вокруг алтаря. Затем священник говорит: «Господь с вами», он не задаёт вопрос, он говорит: «Господь с вами», а вы отвечаете священнику: «И со духом твоим» — подтверждая священнику то, что происходит сейчас. Затем у нас еще есть ряд диалогов. Мы вместе с вами находимся вокруг этого праздничного стола, где происходит ужин. Да он немного формализован. Но важно понимать, что мы здесь ни на концерте или в театре, даже на самом большом концерте, или театре.
Каждый из нас волею Божьей призван сюда, чтобы участвовать на этой трапезе вместе с Иисусом Христом, Который присутствует среди нас невидимо с одной стороны, но видимо через те знаки, которые Он нам оставил.
И соответственно уходя отсюда, суть не в том, что мы причастились, есть католики, которые не могут причащаться. Но они остаются католиками и обязанность воскресной Мессы с них не снимается. Дети не могут причащаться, но они уже приходят на Святую Мессу, потому, что они участвуют именно в этой трапезе вместе с Иисусом Христом. Вот в чем суть.
И поэтому, когда мы выходим отсюда и идем обратно в мир, в наши жизненные ситуации к друзьям, знакомым, неприятелям, на работу. Суть не в том, что мы приняли или не приняли Причастие – это только одна часть Литургии.
Мы были на трапезе с самим Господом Иисусом Христом. Вот что наше.
Если мы это не проживаем то, если мы этим не живем в это время, что нам дано, то горе нам. Горе нам, если Господь нам говорит через Евангелие для нас, и мы не слышим, горе нам, если Господь говорит нам через Церковь, когда читаем молитвы через священника, мы воспринимаем как «Вот, ты та делай свою абракадабру, или фокус –покус».
Вот для нас это не фокус — покус. Для нас, дорогие братья и сестры, это- Трапеза, это присутствие Живого Господа среди нас. Его приглашение за этот стол, после которого будет Голгофа, после которого будет Его арест, после которого буде схождение Святого Духа на учеников и жизнь с Ним!
Пусть дорогие братья и сестры для нас Причастие станет наиважнейшим моментом в нашей жизни, но не из- за этого магического подхода –подойти, священник даст белую таблетку от всех бед, и если я в течении жизни скоплю их n-ное количество, то попаду на Небо. Нет!
Проживать жизнь с Господом приходить на его трапезу принимать Его Слово – обращать Свое сердце и слушать, что Он говорит, через чтения, молитвы, проповедь, через общение тех людей, которые находятся рядом с нами. И внутри этих Таинств принимать Самого Господа, Его Тело под видом хлеба и вина.
Вот, что требуется от нас, чтобы выходя отсюда мы выходили с Трапезы, на которой Сам Господь Иисус Христос присутствовал среди нас. Это не может нас не менять.
Если кто-то попадает на званый ужин с известным человеком – это преображает нас. Например, я как-то раз попал на такой ужин, -там было всего пять человек с режиссером Кшиштофом Зунусси. -Это человек, который входит в двадцатку самых великих режиссеров в истории. Он снимает фильмы абсолютно гениальные, классику. Его фильмы разбирают в университетах. И после ужина с этим человеком, после общения с ним, выходишь, и да, как- то тебе лучше, ты уже ни тот, кто был раньше. А здесь, присутствует не человек, а Сам Господь.
Призываю вас, дорогие братья и сестры, сегодня проживать Святую Мессу не как такую воскресную обязанность. А так, чтобы этот день был днем, когда мы хотим попасть на важную встречу. Чтобы приходить на Святую Мессу, как к лучшим друзьям, потому, что мы жаждем этих Таинств, жаждем этого ужина, мы ждём, чтобы вместе за одним столом разделить наши радости, наши тяготы.
Если же это останется, дорогие братья и сестры, для нас некоей магией – и мы не понимаем, что здесь происходит, то очень жаль.
Здесь, как священник замечаешь такую вещь, когда говоришь самые важные слова в истории человечества, а человек идет и ставит свечи… Ну это – магия. Я по-человечески понимаю этого человека- он, наверное, не знает, наверное, он недостаточно катехезирован и не в курсе…
Если бы он знал, что происходит здесь, то какие там свечи?! Там не работает такая канцелярия по освобождению душ за одну свечку. Нет. Христос приглашает нас на общение.
Дорогие братья и сестры! Действительно ли мы живем во Христе? Чтобы мы, принимая Тело и Кровь Христову помнили, что это не магия – это живое общение с Ним, хотя бы в воскресенье и Он Сам передаёт Своим ученикам Свое Тело и Свою Кровь для нашего спасения.
Аминь.
о. Денис Марчишин