Слово Адвент происходит от латинского «adventus», которое обозначает «пришествие». В христианстве этим термином обозначается радостное время подготовки к Рождеству, вспоминается первое пришествие Иисуса и ожидается повторного Его пришествия. Первые следы Адвента мы встречаем в IV в. в литургии галльской и испанской. На сегодняшний день Адвент состоит из четырех очередных воскресений, начав от первого воскресенья после торжества Христа Царя, по первую вечернюю Рождества.
Адвент — это литургический период, начинающий Церковный год, предшествующий Рождеству, и подготавливающий к Его вторичному пришествию в конце мира. Адвент продолжается от 23 до 28 дней и охватывает четыре очередные воскресения.
Литургические тексты этого периода показывают личности Святых, которые предшествовали или предсказывали пришествие Мессии: Приснодеву Марию, св. Иоанна Крестителя, пророка Исаию, вспоминают прежнее ожидание людей пришествия обещанного спасителя. С момента, когда Бог после первородного греха дал обещание примирения (Быт 3,15), избранный народ с надеждой ждал его исполнения. Так же и все человечество часто подсознательно ждало, как свидетельствуют разное традиции и верования, пришествия чего-то нового — лучшего.
Итак, Адвент это также напоминание длинного ожидания.
В Церкви Адвент приготавливает верных к Рождеству. Бог стал человеком, пришел к нам, следовательно, и мы должны выйти Богу навстречу, чтобы встретиться с воплощенным Сыном Божьим. В это время мы должны участвовать в духовных упражнениях, которые должны подготовить нас к встрече с Иисусом.
Ожидание пришествия Иисуса это источник радости. Хотя подготовка к пришествию Христа и основана на ожидании и отречении от земных благ, отсюда фиолетовый цвет литургических облачений, все же это отречение переполняется радостью.
Адвент напоминает нам, что вся наша жизнь — это ожидание. Всегда мы к чему-то стремимся. Человек, который в жизни уже ничего не ждет — несчастен. Наша жизнь становится прекрасной потому, что является ожиданием, стремлением к чему-то, ожиданием Кого-то, ожиданием приходящего Христа.
Адвент – это пост?
В период Адвента, согласно церковным предписаниям, обязательного поста нет (Кодекс канонического права (ККП) кан.1250). Тем не менее, чтобы духовно подготовиться к пришествию Господа, мы можем брать на себя определенные обязательства – только в таком случае они должны иметь индивидуальный характер.
Под временем поста в «народном» значении принято понимать то, что в Церкви называют покаянными днями или периодами. Такими днями и периодами общего покаяния являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста, но не Адвент (ККП кан.1249). «…Адвент является временем благочестивого и радостного ожидания» («Общие нормы литургического года и календаря», 1969 г.). В Адвент в литургии присутствуют некоторые черты сдержанности, которые побуждают к рефлексии и покаянию: фиолетовый цвет литургических облачений, отсутствие гимна «Слава в вышних Богу» и т.д.
Налагаются ли на католиков во время Адвента определенные ограничения? Добавляются ли определенные обязанности?
Подготовка к празднику Рождества Христова, а также ко второму пришествию Христа – это наша обязанность, то на чем мы концентрируемся в Адвент. Предписанных ограничений Вселенской Церкви, которые были бы исключительно для этого периода, нет. Однако, под влиянием прежних предписаний, византийского обряда и личного благочестия, во многих странах сохранилась традиция налагать на себя ограничения в эти дни. Верующие делают постановления, которые могут иметь характер добровольно избранного ограничения в какой-то сфере, учитывая личное состояние и мнение духовных руководителей.
В чем смысл символов Адвента?
Этот период года богат символами, вспомним некоторые из них.
Венок Адвента — имеет круглую форму символизирующую единство семьи: мужа и жены, родителей и детей, единство прихода и т.д. Четыре свечи на таком венке четыре — недели Адвента. «Свеча как символ Христа, которая обычно зажигается перед алтарем каждую неделю Адвента…» (Пастырское послание архиепископа Тадеуша Кондрусевича на Адвент 2012 г.)
Роратняя свеча – свеча, которая зажигается во время мессы в честь Девы Марии. В период Адвента в честь Пресвятой Девы Марии служатся утренние мессы, так называемые «рораты». Главным символом этой мессы является зажженная свеча, которая призвана освещать путь ищущих церковь до восхода солнца. Такая свеча является символом Марии, нашей утренней звезды, с которой мы идем ко Христу, истинному свету.
Ясли – напоминают обстоятельства рождения Христа в бедности. Во время Адвента в яслях отсутствует фигурка Младенца Иисуса, которая помещается туда в сам праздник Рождества Христова.
Существуют ли особые предписания в пище?
Особых предписаний для воздержания от некоторых блюд или ограничения в количестве употребляемой пищи нет. Так же, как и на протяжении всего года, обязательным является воздержание от мясной пищи для тех, кто достиг 14-ти летнего возраста, если на пятницу не приходится то или иное торжество. Воздержание и пост могут быть избраны верующими добровольно и часто являются выражением верности и благочестивой традиции. Соответствующая церковная власть может освободить от тех или иных предписаний, если выполнены определенные условия.
В сочельник необходимо воздерживаться от мяса или нет?
Пост – это ограничение в количестве пищи, воздержание — ограничение в употреблении определенной пищи. Воздержание от мяса, а на некоторых территориях пост, в канун Рождества Христова, является местным благочестивым обычаем. Если в какой-то среде принято соблюдать пост или воздержание от мяса, то стоит сохранять такой обычай, выражая уважение к традициям предков. Лучше не быть искушением для соблюдающих пост и воздержание, а также для верующих восточного обряда, у которых предписания перед Рождеством Христовым более суровые. Таким образом, мы исполняем слова апостола Павла: «…если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнять брата моего» (1 Кор. 8,13).
В каком случае участие в Мессе на сочельник приравнивается к участию в Мессе праздника Рождества Христова?
Церковь в литургии начинает праздновать воскресение и торжество вечером накануне – в т.н.вигилию (канун, сочельник). Поэтому « предписание учувствовать в Мессе исполняет тот, кто присутствует на ней в любом месте, где она совершается по католическому обряду, либо в сам праздничный день, либо вечером предшествующего дня (ККП кан. 1248 §1). Таким образом, участие в святой Мессе вечером 24 декабря в любом случае приравнивается к участию в Мессе 25 декабря.
Обязан ли католик принимать участие в реколекциях адвента? Является ли неучастие в них грехом?
В каждом католическом приходе во время Адвента проводятся духовные упражнения (реколекции). Католик обязан быть готовым к встрече со Христом через постоянное обращение. Жить в грехе очень опасно для души, поэтому необходимо использовать все возможности для соединения с Богом. Во время Адвента верующим рекомендуется приступить к таинству исповеди. Реколлекции – прекрасная возможность для покаяния и примирения с Богом. В это время в приходах исповедует больше священников, проще использовать такую возможность и не откладывать исповедь на последние дни перед праздником. Церковь во время Адвента призывает верных отказаться от участия в шумных развлечениях и посвятить больше времени общению с Богом в молитве и духовном чтении, чаще участвовать в церковных богослужениях. Участие необязательно, но очень полезно.
Можно ли во время Адвента посещать концерты, если любимые исполнители приезжают именно в этот период?
Такого запрета нет, если только эти мероприятия не противоречат христианскому духу и не нарушают нашу духовную подготовку к Рождеству.
Можно ли отмечать день рождения?
Можно, пользуясь здравым смыслом и благочестием.
Можно ли праздновать в Адвент свадьбу?
Можно, опять же пользуясь здравым смыслом и благочестием, сохраняя предписания права и принимая во внимание наставления душепопечителей.
Можно ли принимать участие в школьном утреннике, если он проводиться до Рождества Христова?
Можно, но так, чтобы это не помешало адвентовой подготовке.
Существует ли различие между Адвентом и Великим Постом в плане посещения мероприятий?
Великий пост, в отличие от Адвента, имеет четко покаянный характер. Этот дух покаяния может быть легко нарушен участием в увеселениях. Слезы раскаяния за совершенный грех несовместимы с громким празднованием. Об этом трудно говорить в общем, много зависит от обстоятельств и самой личности.
Когда (какого числа) можно ставить рождественскую елку и украшать дом?
В любое удобное для этого время, но так, чтобы по воскресеньям и в предписанные праздники воздерживаться от работ и занятий, которые могут помешать отправлению культа Бога, а также радости, свойственной Дню Господню, и надлежащему душевному и телесному отдыху (ККП кан.1247).
Источник: Католический портал — Katolik.ru