25 марта 2020 — 25 марта 2021 в России объявлен год Марии — Матери Божьего Слова

Дорогие братья и сестры! В это время страдания и распространения пандемии, время, когда закрыты храмы, мы призваны ещё больше прославлять Бога в храме нашего сердца. Будем же прославлять Бога, и не смотря на трудности, с радостью понесём крест Христов – в котором наше Спасение и Искупление.

Кто как ни Мария прославила Бога больше всех людей на земле. Кто как ни Она? — Непорочная Дева Мария – Матерь Бога и Матерь Слова и Матерь Церкви? Последуем же Её примеру. И в этот год Матери Божьего Слова будем особенно вслушиваться к Словам Господа Бога, обращённые к нашему сердцу.

Ниже приводится информация, каким образом можно пережить этот год «Матери Божьего Слова».

 Католическая Церковь в России 25 марта открыла Год Пресвятой Богородицы — Матери Слова Божия.  Кто из нас уже слышал этот титул Богородицы — Матерь Слова? Он встречается в молитве св. Бернарда, в которой говорится: «Не презри моих слов, о Матерь Предвечного Слова, но благосклонно внемли моей просьбе».

 Святой Евангелист Иоанн говорит о Сыне Божием как о Слове. В Прологе к своему Евангельскому повествованию он пишет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1, 1). Предвечное Слово «стало плотью и обитало с нами» (Ин 1, 14). Это произошло благодаря тому, что Пресвятая Дева Мария приняла благую весть, принесенную ей от Бога Архангелом Гавриилом.  В этот момент Она становится Богородицей, Матерью Божией и Матерью Слова.

 Об этом напоминает нам Папа Бенедикт XVI в Апостольском обращении Verbum Domini  «О Слове Божием в жизни и миссии Церкви». В разделе, посвященном Матери Слова Божия, Папа пишет: «Необходимо посмотреть, где достигнута совершенная взаимность Слова Божия и веры, то есть посмотреть на Деву Марию, Которая Своим согласием — «да» Слову Завета и Своей миссии — в совершенстве исполняет Божественное призвание человечества» (VD 27). Это значит, что Пресвятая Дева является для нас образцом слушания Слова Божия. И поэтому мы хотим посвятить этот год слушанию Слова Божия, принятию его и воплощению его в жизнь. Нам нужно взять в руки Библию, открыть ее и читать с доверием к ее Автору — Богу. Кто-то из нас сделает это впервые в жизни, а у других уже есть богатый опыт чтения Священного Писания. Неважно, кто читает Слово Божие — если человек воплощает его в своей жизни, то оно всегда будет для него новым, неожиданным и прекрасным. О целях этого особого времени для нашей Церкви прекрасно говорит архиепископ Павел Пецци в своем послании на начало Года Матери Слова Божия:

 «Необходимо, чтобы в наших общинах и приходах обновлялась близость к Священному Писанию, ведь ≪связь между Воскресшим Господом, общиной верующих и Священным Писанием является неотъемлемой частью нашей идентичности как христиан≫ (Франциск, Aperuit illis, 1).

 Мария является примером размышления над живым Словом Божьим в молчании наших сердец. Пусть время пребывания Иконы в наших приходах пробудит в нас желание в молчании пребывать в присутствии Слова и Его Матери. Молчание — это не отсутствие слов, но присутствие Единственного Слова, Которое даёт нам Свою любовь и Истину.  Но если мы не позволим нашему сердцу освободиться от забот и мыслей, отягощающих нас, то как сможет Слово войти в наши сердца? Как сможем мы услышать, что Оно стучит в двери наших сердец, если шум не позволит нам услышать знакомый стук?

Инициатива паломничества иконы Матери Слова родилась из замечания одной российской прихожанки, посетившей Назарет. Вернувшись из паломничества, она подошла к настоятелю своего прихода и сказала: «Отец, я была в Назарете.  Там есть мозаики с изображением Пресвятой Девы Марии из разных стран мира, но нет изображения из России. Надо что-то сделать». Так родилась идея создать мозаику от католиков России и поместить ее в выделенном уже для этой цели месте на территории базилики Благовещения в Назарете. С Божией помощью это событие состоится 25 марта 2021 года во время паломничества российских католиков в Святую Землю. Надеемся, что с помощью современных средств коммуникации будет возможность организовать трансляцию этого важного события, чтобы все желающие смогли участвовать в нем.

 Однако нам показалось, что просто поместить «наше» изображение Девы Марии в Назарете недостаточно. У нас появилось желание сделать наш дар завершением ряда духовных инициатив, раскрывающих глубинный смысл этого события. Эту идею поддержали и развили епископы Католической Церкви России, провозгласившие Год Матери Слова Божия, который начался 25 марта 2020 года и завершится 25 марта 2021 года.

 Главным событием этого года должно быть паломничество копии иконы Пресвятой Богородицы Фатимской по семьям и домам верующих нашей поместной Церкви.  Мы хотим объединиться в молитве вокруг этой иконы Божией Матери. Именно она будет помещена в Назарете. В связи с этим предусматривается проведение домашних богослужений в течение семи дней, направленных на размышление о разных аспектах Слова Божия. Мы хотим, чтобы Дева Мария, Матерь Церкви, вложила в руки Своих детей Библию и научила нас читать еѐ, подобно тому, как и земные матери учат чтению своих детей. Одновременно будут собираться пожертвования на изготовление иконы и ее установку, чтобы икона в Назарете стала даром российских католиков в полном смысле этого слова.

 Хотя в России есть богородичные святилища, но все же нет одного единственного образа Богородицы, который традиционно почитался бы всеми российскими католиками в течение нескольких веков. Поэтому было принято решение избрать для размещения в Назарете образ Фатимской Богородицы, именуемый ≪Тобою единство≫, из прихода в Царском Селе в Санкт-Петербурге.

 Почему была избрана именно эта икона?

 Во-первых, потому что Фатимские явления привели к осознанию того, что вера в России важна не только для местных христиан, но и для судьбы всего современного мира.  В падении атеистического режима мы видим действие Провидения Божия.

 Во-вторых, икона из Санкт-Петербурга широко почитается в России и за границей. 

 Наконец, в-третьих, эта икона именуется «Тобою единство». Почитание Пресвятой Богородицы объединяет Католическую и Православную Церкви. А если учесть, что наше паломничество будет совершаться в честь Матери Слова и иметь библейский характер, мы полагаем, что на этот раз Пресвятая Дева Мария сможет приблизить нас и к протестантскому миру.

  Кого-то может удивить, что мы собираемся почитать Матерь Слова именно в Фатимской иконе. Однако, поскольку Сын Божий есть Слово Божие, то любое изображение Божией Матери является одновременно изображением Матери Слова. Впрочем, правы будут и те, кто захочет найти в изображении, почитаемом как Матерь Слова, элементы, более явно показывающее связь Девы Марии со словом Божиим, понимаемым как библейское Откровение.

 Икона Девы Марии Фатимской изображает, прежде всего, суть явлений Богородицы в португальском местечке Фатима в 1917 году. Как связаны эти явления с Библией? 

 Хотелось бы обратить внимание на три аспекта этой связи: взаимоотношение частных откровений с общим Откровением, роль Сердца Марии в слушании слова и характер молитвы Розария.   Прежде всего, явления в Фатиме относятся к так называемым «частным откровениям».  В Катехизисе Католической Церкви про этот тип откровений говорится: «В ходе веков бывали откровения, называемые «частными», некоторые из них были признаны Церковью. Они, тем не менее, не принадлежат к залогу веры. Их роль — не «улучшить» и не «дополнить» окончательное Откровение Христа, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху» (ККЦ 67).

Это значит, что содержание подлинных частных откровений всегда должно направлять верующих к чтению Библии, изучению ее толкования, которое совершалось в Церкви на протяжении многих веков, и вслушиванию в голос учительства Церкви сегодня,  что в совокупности и представляет собой для нас сейчас «окончательное Откровение Христа». Подобно тому, как в Кане Галилейской Дева Мария сказала слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2, 5), в Фатиме Она призывала внимать словам Христа там, где они звучат изначально, — в Священном Писании и в Церкви; Богородица призывает услышать и принять всерьез то, что в Ее Фатимских посланиях выражается коротким и емким словом: «Покаяние!» На нашей иконе Дева Мария склоняет голову в знак слушания и послушания, и, делая так, становится примером для нас.

Говоря о связи Фатимских явлений с Библейским Откровением, обратим внимание на то, что на Фатимской иконе особым образом выделено Непорочное Сердце Девы Марии. Поскольку эта икона называется «Тобою единство», авторы хотели в знак уважения к православной традиции не изображать сердце вне тела, что по православным канонам не принято. Вместо физического изображения сердца мы видим изображение символическое: надпись «Сердце», окруженную терновым венцом.

  В Фатиме Пресвятая Дева Мария призывала почитать Ее Непорочное Сердце. Однако образ Сердца Марии есть и в Библии. В Евангелии от Луки говорится, что Мария, пребывая вместе со Своим Сыном — во время Его зачатия, рождения, земной жизни, — «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2, 19). Благодаря нашей молитве мы сможем ощутить необходимость уподобить наши сердца Непорочному Сердцу Марии, чтобы и мы сохраняли слова Божии в наших сердцах, размышляли над ними и воплощали их в жизнь. 

 И наконец, молитва Святого Розария.  Во время Фатимских явлений Пресвятая Дева Мария призывала верующих к молитве святого Розария. Через эту молитву мы связываем Божие Откровение с реальностью нашей жизни.  Иногда нам бывает сложно удержать равновесие. Особенно так происходит, когда нам досаждают проблемы или мы несём тяжёлый крест.

А ведь эта молитва предназначена не только для того, чтобы просить или прославлять Господа, но и для того, чтобы мы все глубже проникали в жизнь Христа, изучали Его слово и таким образом давали уже в нашей собственной жизни христианский ответ на возникающие проблемы и вопросы.  Если присмотреться ближе к размышлениям над тайнами святого Розария, то можно заметить, что в них мы неоднократно черпаем цитаты из Ветхого Завета. Ведь, как сказал сам Иисус, «исследуйте Писания, (…) они свидетельствуют о Мне» (Ин 5, 39). Итак, в размышлении над тайнами Розария у нас есть возможность созерцать Христа на протяжении всей истории спасения, всей Библии. На нашей Фатимской иконе четки Розария фиолетового — покаянного — цвета, потому что, как пишет один из создателей этой иконы, о. Александр Бургос, фиолетовые четки отражают тему креста, который должен взять на себя каждый, кто желает следовать за Господом.  В этих фиолетовых четках — все Фатимское послание.

Матерь Слова, молись о нас, чтобы мы смогли воплотить все эти благие намерения!

В каждом кафедральном соборе страны будет находиться большая копия этой иконы, а в каждом приходе – одна или несколько малых копий. Икону могут принять в свои дома как семьи, так и отдельные прихожане. В доме или квартире необходимо приготовить достойное место, где икона будет находиться в течение недели, и, если есть такая возможность, украсить его живыми цветами. Там же следует разместить распятие, Библию и свечу. Домашние Богослужения в честь Марии начинаются в воскресенье и заканчиваются в субботу. 

 Богослужение поможет нам приблизиться к различным аспектам слова Божия.  Мы выбрали пять из них, вдохновляясь при этом Апостольским обращением Бенедикта XVI о Слове Божием в жизни и миссии Церкви (Verbum Domini), где в пункте 7 Папа Бенедикт говорит о «симфонии Слова».

 На проведение ежедневного богослужения может хватить и 15 минут, но в то же время оно дарит прекрасную возможность более глубоко войти в молитвенное общение с Воплощенным Словом и Матерью Слова.

 Однако, в случае нехватки времени или по другим серьезным причинам вы можете молиться спонтанно либо привычным для вас способом. Главное — приложить молитвенный труд в любой форме и по мере возможности включать в свою молитву чтение Слова Божия.

 Обратите внимание на дополнительный материал, приведенный в конце материала, описывающий метод молитвенного чтения Священного Писания — Lectio Divina.

 Среди дополнительных материалов приведен текст краткой Новенны к Фатимской Божией Матери. Новенну можно включить в богослужение либо прочесть в другое время. В течение дня можно читать и другие молитвы, например, одну часть Розария или молитвы из Литургии Часов. Включайте в вашу молитву свои личные намерения, охватывая своим вниманием как собственные нужды, так и проблемы более общего характера.

 Мы выпускаем этот материал в условиях пандемии коронавируса. В мире постоянно происходят и другие события, требующие нашего вовлечения и молитвенного ответа. Будем же щедры на молитву, помня о том, что в этом году Матерь Божия особым образом объединяет нас духовно.

Описание иконы

 о. Александр Бургос

 Икона Фатимской Божией Матери, именуемая «Тобою единство», — это символ, подчёркивающий особое отношение Божией Матери к России. Она была написана совместными усилиями католического священника и православного иконописца, и одобрена сестрой Люсией — одной из Фатимских пастушков, — которая увидела фотографии этого образа в своем монастыре в Коимбре.

Икона особенно связана с явлениями 13 июля 1917 года в Фатиме (Португалия), а затем в июне 1919 года в Туе (Испания). Тогда Богородица начала говорить о России XX века как о стране, сеющей заблуждение и преследующей Церковь, а также грядущем обращении России, которому было суждено исполниться после того, как св. Папа Иоанн Павел II посвятил Россию Непорочному Сердцу Богородицы 25 марта 1984 года.

Икона эта служит также напоминанием о том, что плодами этих явлений стали миллионы молитв за Россию, а плодами тех молитв — любовь к России многих людей по всему миру. Эта большая икона Богоматери предназначена быть главной алтарной иконой в храме. Она наполнена светом, ибо и Сама Фатимская Дева явилась в сиянии света, того света, который, по слову св. Франциска, «есть Бог».

Благодатная — значит наполненная Господом, и в Фатиме она полна света: Дева ярче Солнца. Это вплотную приближает Фатиму к богословию иконы. Как известно, есть два основных изображения Фатимской Девы: одна статуя находится в маленькой часовне, на том месте, где происходили сами явления (в Капелинье), а другая — статуя Непорочного Сердца Марии — находится в Коимбре. Этот последний образ оказал наибольшее влияние при создании нашей иконы, потому что именно Непорочному Сердцу Своему просила Богородица посвятить Россию. От Коимбрского образа были взяты кайма, идущая по краю покрывала — знак света, исходившего от Марии во время явлений, а также расположенное в центре сердце, окружённое шипами.

 

Внутри своеобразного медальона по-церковнославянски написано слово «сердце».

Сердце Марии, окружённое тернием, указывает как на Её любовь к людям, так и на ту боль, что причиняет Ей оскудение в людях любви к Богу. Чтобы приблизить людей к Богу, Мария предлагает нам чётки. Иконописец захотел изобразить их в фиолетовом цвете, отразив таким образом тему креста, который должен поднять каждый желающий следовать за Господом христианин.

В этих фиолетовых четках всѐ Фатимское послание — «Молитва и покаяние». Кроме традиционных греческих букв MP ΘY, указывающих на Богоматеринство Девы Марии, на иконе можно найти ещё две надписи. Верхняя представляет собой заглавие иконы: «Образ Пречистой Владычицы нашей Богородицы Фатимской». 

 Ниже слева большими буквами написано «Тобою Единство».

Эти последние слова напоминают нам об экуменическом призвании иконы, перед которой могут молиться как католики, так и православные. В ней выражены два важных аспекта экуменизма: экуменизм Сердца Марии и экуменизм мученичества – оба они тесно связаны с Фатимской вестью. Очевидно, что для всех нас есть место в Материнском сердце Марии. В нем мы все едины. К тому же единству взывает и кровь мучеников XX века, о которых говорится в третьей тайне Фатимы. Зная историю России и, в частности, то, как в тюрьмах советского ГУЛАГа православные и католики были объединены страданием и дружбой, каждый узнает их — верующих всех конфессий — в том сонме страдальцев, что был явлен Фатимским пастушкам. 

24-ого июня 2006 года Фатимская икона была торжественно освящена Архиепископом Московским Тадеушем Кондрусевичем и установлена в Царскосельской католической церкви Иоанна Крестителя. С тех пор её почитание распространилось по всему миру. Более миллиона копий этого образа с напечатанными на более чем двадцати языках молитвами разошлись по разным странам. С большим вниманием приняли её и в самой Фатиме. Один список этой иконы в 2007 году был благословлен кардиналом Анджело Содано, в то время государственным секретарем Святого Престола, в присутствии сотен тысяч паломников, после чего ежегодно 13 июля его начали выставлять для поклонения в Капелинье.

Он был в комнате Папы Франциска во время его посещения Фатимы. И, конечно, эта икона особенно почитается в России и странах бывшего Советского Союза. В 2017 году копия этой иконы посетила все католические приходы Казахстана, и в конце этого путешествия епископы России и Казахстана вместе с нунциями обеих стран и папским легатом посвятили пред ней Россию Непорочному Сердцу Богоматери.

А 25 марта 2020 года началось паломничество Фатимской Иконы по всем приходам России. В честь Фатимской иконы Божией Матери существует также небольшое братство.  Праздник иконы отмечается 13-го июля, в день, когда Богородица во время явлений в Фатиме начала говорить о России.

КРАТКАЯ НОВЕННА К ФАТИМСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

1. Акт присутствия Бога. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

«Святая Троица, Отец, Сын и Дух Святой, Я глубоко поклоняюсь Тебе, и приношу Тебе драгоценное Тело и Кровь, Душу и Божество Иисуса Христа, пребывающего во всех Дарохранительницах Земли, ради искупления за все поругания, богохульства и равнодушие, которые оскорбляют Его Самого. Через бесконечные заслуги Его Святейшего Сердца и Непорочного Сердца Девы Марии я прошу Тебя об обращении грешников». «Боже, я верую в Тебя, я молюсь Тебе, я надеюсь на Тебя, я люблю Тебя. Я прошу у Тебя прощения за тех, кто не верит в Тебя, не молится Тебе, не надеется на Тебя, не любит Тебя» (Три раза)                                                                     

2. Подготовительная молитва для каждого дня

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ: Дева, сияющая ярче Солнца.

 О, Славнейшая Фатимская Божия Матерь! Красота Белейшая и Ярчайшая солнца, образ и отражение Света, который и есть Сам Бог, ниспошли нам, как трём пастушатам, благодать жизни по Твоему заступничеству. Одари нас способностью созерцать в Тебе красоту Божией благодати и пребывать в ней теперь и всегда. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

ВТОРОЙ ДЕНЬ: Фатима и наша свобода

 О, благодати полная Пресвятая Дева Фатимская, просим Тебя, помоги нам содействовать Божественному плану Спасения, сделав нас причастными той благодати Господа, которую в Кова да Ирия Ты даровала пастушатам в виде яркого Божественного света. С помощью этой благодати мы обещаем бороться, чтобы исполнять волю Божию в нашей жизни, и стремиться свободно исполнять то, о чем Ты просила нас в Фатиме. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

 ТРЕТИЙ ДЕНЬ: Покаяние и искупление

 О, всемилостивая Фатимская Божия Матерь, Ты по-матерински предупреждаешь нас об опасности ада и указываешь нам путь на Небеса. Даруй нам благодать, дабы мы осознали всю боль греха, и помоги нам в нашем покаянии во искупление грехов, содеянных против Твоего Сына, Иисуса Христа, и Твоего Непорочного Сердца, и ради обращения грешников. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

 ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ: Почитание Непорочного Сердца Девы Марии

 О, Пречистая Фатимская Божия Матерь! Ты избрала сестру Лусию, чтобы показать огонь любви, материнскую боль и бесконечную нежность Твоего дивного Сердца и чтобы показать нам, что таким образом Господь указывает нам путь Спасения для всех людей. Мы просим Тебя помочь нам, чтобы, ведомые Белым Светом благодати, мы сумели постичь глубокие знания и огромную любовь, обращающие Твоё Сердце в наше прибежище и путь, ведущий нас к Богу. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ: Мария − утешение мучеников и гонимых за веру

О Фатимская Божия Матерь, утешение мучеников и гонимых за веру! Мы молим Тебя, чтобы Ты стала для Церкви и для всего мира посредницей милосердной любви Бога, которая, как проявление Его отеческой Любви, простирается на Его детей, особенно на тех, кто крайне в ней нуждается. Помоги нам продолжать участвовать крепостью и любовью в вечной борьбе Добра и Зла и приносить наши страдания как жертву за мир в Церкви и за спасение мира. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ: Тобою единство

 Святейшая Владычица, Богородица и Приснодева Мария Фатимская, Белейшая Надежда Мира и Единства, даруй мир семьям и народам, единство христианам в единой Церкви, так же как все они нашли приют в Твоём Материнском Сердце. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

 СЕДЬМОЙ ДЕНЬ: Читайте Розарий

 Фатимская Дева, Богоматерь Розария! Ты наделила пастушат даром понимания благодати через молитву Розария. Воспламени наши сердца для искреннего почитания этой молитвы, чтобы, познав Тайны детства, жизни, смерти и воскрешения Твоего Сына Иисуса Христа, мы сумели последовать примеру, которому они нас учат. Веди нас по пути созерцания и помоги нам достичь награды, обещанной в жизни вечной. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

 ВОСЬМОЙ ДЕНЬ: Почитание первых пяти суббот

 О Пресвятая Фатимская Богоматерь! Пречистая Красота Господня, Чьё Сердце изранено нашими грехами! Помоги нам жить и распространять почитание Первых Суббот, как Ты просила об этом в Фатиме и в Понтеведра, и этим исправлять зло, радовать Твоё Сердце делами любви, посвящёнными Тебе, Твоему Сыну и Святой Троице, и таким образом побеждать зло обилием добра. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

 ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ: Посвящение России Непорочному Сердцу

О Фатимская Божия Матерь, заступница возлюбленной России и всех народов, посвящённых Тебе! Прими нас под Свой покров и даруй нам в этой жизни радость и мир, а после смерти даруй нам спасение. Просим Тебя о заступничестве перед Иисусом Христом, который с Отцом живёт и царствует во веки веков. Аминь. «О, Иисусе, я делаю это из любви к Тебе, ради обращения грешников и во искупление грехов, содеянных против Непорочного Сердца Девы Марии». «Господь Иисус Христос, прости нам наши грехи, избавь нас от адского огня и приведи в рай все души, особенно те, которые больше всего нуждаются в Твоем милосердии». «О, Сердце Марии! Тебе посвящаю моё сердце и мою жизнь. Храни меня на земле и направляй мои шаги к счастливой вечности».

3. В течение нескольких мгновений совершается размышление и прошение о благодати, которую хотим получить в этой Новенне.

4. Читаются молитвы, которым Дева Мария научила в Фатиме, и ежедневное посвящение, которое написала сестра Лусия:

«О, Иисусе, я делаю это из любви к Тебе, ради обращения грешников и во искупление грехов, содеянных против Непорочного Сердца Девы Марии». «Господь Иисус Христос, прости нам наши грехи, избавь нас от адского огня и приведи в рай все души, особенно те, которые больше всего нуждаются в Твоем милосердии». «О, Сердце Марии! Тебе посвящаю моё сердце и мою жизнь. Храни меня на земле и направляй мои шаги к счастливой вечности».

5. Заключительная молитва на каждый день

 О, Фатимская Матерь Божия, Чьё материнское послание призывает нас принять свободное участие в спасении людей посредством молитвы Розария, приношения дел покаяния и посвящения нашей жизни Твоему Непорочному Сердцу! Просим Тебя, дабы, подобно трём пастушкам, которым Ты являлась, Ты передала бы нам благодать, которая и есть Сам Бог, и чтобы, озарённые сиянием Божественной благодати, мы участвовали в обращении народа России к вере, в его объединении в единой Церкви Христовой, в торжестве Твоего Непорочного Сердца на этой земле, доверенной Тебе особым образом. Просим Тебя о ходатайстве перед нашим Господом Иисусом Христом, нашим единственным Спасителем, который с Отцом и Духом Святым есть Единый Господь, Единый Бог и Единая Пресвятая Троица. Аминь

Молитвенное чтение Священного Писания

Lectio Divina

Дорогие братья и сестры, в качестве помощи мы предлагаем вам старинный метод чтения Библии. Он возник еще в средние века и представляет собой способ изучения текста, который помогает верующему увидеть, как его жизнь отражается в текстах Священного Писания, а затем, исходя из этого, перейти к общению с Богом и воплощению слова Божия в жизни. Приглашаем вас попробовать этот уникальный метод, начав, например, размышлять над текстами воскресных Евангелий.

Этот метод состоит из четырех этапов: чтение, размышление, молитва, созерцание

 Вступительная молитва 

Господи, Ты даровал нам на страницах Библии Твое слово, через которое мы можем узнать, кто Ты и чего ожидаешь от каждого из Своих детей. Просим Тебя, дай нам Твоего Святого Духа, чтобы Он помог нам понять значение Священного Писания и строить нашу жизнь согласно ему. Аминь. 

Чтение

Внимательно читаем и изучаем отрывок, чтобы как можно лучше его понять.Часто мы совершаем следующую ошибку: начинаем размышлять над теми словами, которые больше всего привлекли наше внимание. В методе Lectio Divina желательно стремиться к пониманию всего отрывка в целом и только потом сосредотачивать внимание на тех словах, которые особо нас тронули. 

Для того, чтобы лучше понять текст, стоит с ним «поработать», а именно:

  • переписать текст вручную (благодаря этому ход наших мыслей замедлится и внимание сконцентрируется на важных и неожиданных для нас деталях); 
  • скопировать текст в электронном виде либо сделать ксерокопию отрывка (это позволяет нам разделить текст  на части, делая пометки, подчеркивания, чтобы более ясно увидеть смысловую структуру текста);
  • в случае трудностей с пониманием отдельных слов, исторических подробностей можно прибегнуть к соответствующей литературе.  Не стоит стремиться до конца понять всё в изучаемом отрывке, чтобы не потеряться в бесконечных исследованиях.

Размышление

Изучив текст, переходим к следующему вопросу: «Как этот текст либо какой-то его фрагмент относится ко мне?» (Радует или огорчает, или, может быть, он к чему-то призывает меня?) Можно сказать, что если на первом этапе мы читали и изучали текст, то теперь текст читает и изучает нас, нашу жизнь. Нам стоит смелее посмотреть на нашу жизнь в свете Божия слова. Некоторые слова могут вызвать в нас отторжение, неприятие и даже боль.  На эти слова стоит обратить особое внимание — это значит, что слово Божие коснулось границ нашей веры.

Молитва

   С результатами нашего размышления мы приходим к Богу. Священное Писание — это не набор мудрых высказываний, из которых мы можем извлечь пользу. Священное Писание — это живое слово живого Бога, это письмо Отца своим детям. Он дал нам слово истины ради нашего спасения, чтобы мы оказались в Его доме, где для нас приготовлено много обителей. Поэтому, когда мы пытаемся понять Его слово, Бог для нас — не контроллер, а помощник. С результатами наших размышлений в руках будем усердно молиться Богу. В зависимости от того, какую реакцию в душе вызвало размышление, будем либо благодарить Бога, ликуя от радости, либо каяться в наших грехах, либо всецело полагаться на Него в наших заботах о завтрашнем дне.  Важно отметить, что суть заключается не в том, чтобы просто произнести «благодарю» или «прости», но в том, чтобы по-настоящему пережить благодарность или раскаяние в глубине сердца, испытывая при этом милосердное присутствие Пресвятой Троицы. Было бы хорошо после каждого размышления этим методом записать свою молитву. Это даст возможность вернуться к этим молитвам спустя какое-то время и увидеть, принесли ли они плоды.

Созерцание

   На этом этапе мы можем уже не помнить весь пройденный путь: текст, который мы читали, эмоции, которые он в нас вызвал, молитвы, которыми мы говорили с Богом или о чём-то просили Его. Главное, что Бог пришел на встречу с нами. Он помог нам изучить текст, прикоснулся к нашему сердцу, открыл его для дара молитвы. Теперь нам нужно просто общаться с Ним в духе слов св. Терезы Авильской: «Молиться — значит пребывать наедине с Тем, о Ком мы знаем, что Он любит нас, хотя мы Его не видим».

Размышление завершается простым пребыванием наедине с Богом, которое дает нам духовную силу для воплощения слова в жизнь. Именно безмолвная беседа с Богом так преображает наше сердце, что оно становится способным к действию. Без этого мы подобны зерну из притчи о сеятеле, которое упало среди камней.  Оно быстро выросло, но так же быстро и засохло. 

Заключительная молитва 

Господи, благодарю Тебя за слово, которое Ты мне дал сегодня. Оно поистине светильник ноге моей и свет стезе моей, и дает мне возможность строить мою жизнь по Твоей воле и помогать другим узнать Тебя, Отца Света. Пастырь Добрый, Твоими словами веди меня к водам тихим обетованной Тобой вечной жизни. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *