Прежде всего зададимся вопросом: «Кем вообще является христианин»?
Если сказать очень просто… То это – человек, который следует за Христом, — Живым Богом.
Христианин — это человек, который знает Живого Бога, воплотившегося в Человека и пославшего Духа Святого верующим Ему.
Христианство – это прежде всего жизнь, которая строится вокруг Христа, со Христом и во Христе, как единственном посреднике, между Богом и Человеком. Из того мы видим, что христианство – это не просто религия, где мы каким-то образом должны «задобрить божество», принося ему какие-то жертвы, а это в первую очередь отношения Живого Бога к Своему народу и ответ человека на любовь Бога, доходящую до смерти Сына Божьего на кресте.
Впервые христианами стали называться верующие во Христа из Антиохии. Из независимых исторических источников[1] видно – что это группа людей, которые с первых моментов своего существования подвергалась критике, неприятию в обществе, отвержению и преследованию. Именно по этому признаку узнаются христиане, подобно как Христос был не принят, отвержен, замучен и убит, Церковь – Невеста Его, следуя за Ним старается быть похожей на Него и нести Христа всем народам.
Именно по этому и не смотря ни на что – она остаётся Церковью Христовой, притом Вселенской, или Католической (греч. καθολικός — «вселенский, всеобщий, соборный), отсюда берёт начало историческое и сокращенное название «католики».
Что значит быть христианином и следовать за Живым Богом?
Христианин пребывает в постоянном отношении и общении с Богом, и в общении с другими верующими, составляя тем самым одно Тело – Церковь. Христос основал Церковь на камне: «Ты – Симон, Петр и на этом камне я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её», потому, что глава Церкви – Сам Христос – Победитель греха и смерти.
Из того узнаём мы себя христианами, по духу Христову, который есть в нас, и что мы пребываем в Нём постоянно, как ветви на лозе, кто не в Нём, тот и не имеет в себе жизни и будет выброшен вон, как ветвь сухая. Т. е. быть христианином – это не значит носить крестик на шее и поставить иногда свечку в храме.
Зайти в храм, поставить свечку и носить крестик на шее – это не христианство, это набожные практики, но не суть его.
Иисус желает отношений, живых и личных. Ему не нужна коммерция: «сколько нужно отдать, чтобы получить ту или иную благодать». Бога интересует только сердце, полное любви. Сердце, готовое отказаться от своих интересов ради другого, или ради Бога, готовое пожертвовать чем-то из любви к Богу и ближнему. Единственное чего Он ищет – это любовь.
Любить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением, всеми силами, всеми помыслами, всем сердцем, а ближнего как самого себя – вот задание для всей жизни христианина.
Но, потом Иисус идет еще дальше, не довольствуясь этим, Он призывает также любить и врагов, и дает единственное оружие победить зло – это добро. Быть сильнее зла непрощения, черствости и ожесточения сердца.
Вот основные моменты жизни христианина – быть в живых отношениях с Богом. В мелочах руководствоваться духом Христа, а Его дух – это любовь мир и единство. А самое главное в жизни христианина – исполнить заповедь любви к Богу, к себе и к ближнему.
Любовь к Богу выражается конкретным способом – в молитве, в участии в Таинствах, а также в исполнении заповедей декалога, три из которых имеют отношение как раз-таки к Богу и семь заповедей по отношению к ближним.
Во-первых — это верить только в Единого Бога, доверять Господу Богу и не создавать себе кумиров, или верить во что-то еще кроме Бога;
Во-вторых, не произносить имя Господа Бога напрасно – Имя Бога свято и отношение к Его имени должно быть достойным Его;
И в-третьих свято проводить День Господень участием в совместной Литургии и в Таинствах Церкви.
И семь заповедей по отношению к ближнему, если сказать по-простому, то это в первую очередь:
- почитать и уважать родителей;
- не убивать;
- не прелюбодействовать;
- не воровать;
- не лгать;
- не завидовать и не желать того, что есть у ближнего.
Итак, на практике чтобы стать католиком необходимо пройти катехуменат. Катехуменат – это время не только теоретической подготовки, когда человек подробнее узнает истины веры, но и время практической подготовки к жизни согласно учению Христа.
Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях. В России решением Конференции епископов установлена продолжительность катехумената минимум один год.
В Католической церкви крещение взрослых часто проводится на Пасхальной Литургии, в этом случае последняя ступень катехумената совпадает с Великим постом. В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Символа веры:
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат от Святого Духа, рождён Марией Девой, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребён, сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего, и оттуда придет судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь.
На период катехумената оглашенные могут присутствовать на
всех богослужениях, включая Литургию, однако не могут участвовать в Церковных
Таинствах.
[1] Тиволье П. Спутник искателя правды — Брюссель, 1992г. : по сведениям Иосифа Флавия — «Иудейские древности»; Светоний — «Жизнь двенадцати Цезарей»; Тацит — «Анналы» и сведения Плиния Младшего, 111 г.