Дорогие братья и сестры во Христе, собратья в священническом служении!
«Я верую только в то, что вижу…» — так иногда говорят люди, которые хотели бы что-то сказать относительно веры, и сразу всё видеть. Но мы знаем, что есть много чего в мире, что невидимо. Что невидимое, но оно — существует.
В наше время – обычное дело, когда мы встречаем людей с телефонами на улице, дома, в кафетерии, — и никто не задумывается о том, что не видно, о том, как происходит связь между телефонами? Но мы знаем, что она существует. Мы знаем, что эти волны, которые переносят сигнал от телефона к телефону — невидимые, но они – реальные.
Или, например, мы не видим мысли другого человека. Но никто не скажет: «То, что я не вижу твои мысли, значит то, что их нет». Не скажет так, это точно. Потому что он знает, что это – реально, что существует этот процесс, хотя он невидим.
И так мы бы могли много таких примеров привести. Лампочка светит, потому что там идёт электрический ток. Но мы его не видим. Мы видим только свет, который проявляется, мы можем заметить его. Но, если посмотрим в розетку – никакого электричества там не увидим. Конечно, втыкать туда ничего другого не надо, потому что может ударить током. Мы это знаем. Хотя это – невидимо.
Сегодня – Торжество Пятидесятницы. Сошествие Духа Святого. Уже из этих слов можно сказать, что мы прикасаемся к великой Тайне. Самой великой Тайне нашей веры, которая связана с Тайной Триединого Бога.
Церковь предлагает нам это событие, которое имело такое огромное значение в самом её начале – и до сих пор.
Естественно, если говорить о Духе Святом, трудно будет подобрать какие-то слова. Потому что это – на самом деле Тайна, которая неподвластна даже нашим выражениям. Мы не найдём даже подходящих слов. Но можем наблюдать действие Божьего Духа. А это – то, что заметно. То, что реально, и что для нас имеет великое значение. Если так, со смирением, используя хотя бы те выражения, которые нам близки, мы можем наблюдать, как проявляется Божий Дух.
Мы сегодня слышали о таких символах Духа Святого, как, например, ветер.
Это – не значит, что Дух Святой – это ветер. Но мы хотя и не видим его, можем заметить его действие. Не только в движении. Мы можем осознать, что там, где есть движение воздуха, там есть кислород, который нам необходим для жизни.
То, что сегодня Он явился в огненных языках, которые там появились над присутствующими. Это – красивый образ того, что Дух Божий познаётся и раздаётся всем людям. И мы слышали там перечисление разных национальностей, или разных национальных групп, которые отличаются культурой, языком – они были в единстве. Они понимали друг друга.
Это – Божье действие. Которое так противоположно тому, что было где-то в начале человеческойистории, когда люди строили Вавилонскую Башню и произошло смятение языков. Люди не понимали друг друга. И разошлись. Здесь нам дан Дух Божий, который объединяет людей, который наполняет их, который действует таким необычным способом.
И третий символ – голубь, который встречается у нас тоже, например,на витражах, мы здесь можем видеть его. Это – не значит, что Дух Святой – голубь. Нет, это – только символ, художественный, или скажем – библейский, который нам говорит о присутствии Божьего Духа. И эта реальность, которая касалась первых учеников – касается и нас.
И один из таких проявлений Божьего Духа, мы можем видеть на Апостолах. Которые там, за закрытой дверью, в день Пасхи, из опасения от иудеев, боятся, что с ними будет. Христос приходит к ним и говорит им: «Шалом! Мир вам! Я вам желаю полноту Божьих даров». И Иисус не говорит: «Ну, сидите здесь спокойно. Там, за дверью, мир жестокий, плохой, несправедливый, ужасный. Сидите лучше здесь, чтобы с вами ничего не произошло». Нет. Он говорит вторично: «Мир вам!». И говорит: «Примете Духа Святого! Я вас посылаю. Выйдете отсюда, идите в тот мир, который окружает вас. И не бойтесь нести Моего Духа в этот мир».
Это – то, что мы можем сегодня осознать. Потому что – может быть, было бы комфортно, где-то закрыться, в своей комнатке. Обычно дома, или в комнатке своего, так скажем, внутреннего мира и сказать: «Оставьте все меня в покое! Я не хочу нести ничего в мир! Мне и так хорошо!» Иногда люди так думают. Но перед нами – выбор. Или – мы так сделаем, и останемся в какой-то изоляции, или останемся только в позиции, что будем роптать на всё то, как всё плохо. Вариант, но не очень привлекательный.
Христос говорит нам: «Идите в этот мир. Я вас послал. Я – с вами. Я вам даю своего Духа. Не надо бояться. Это – не значит, что у нас будет всё сразу оптимально, всё хорошо, всё благополучно. Но мы можем быть благодарными Богу за то, что мы живём, Он помнит о нас, через нас может действовать. Апостол Павел потом скажет: «Вы – храм Духа Святого». Думаем ли мы об этом когда-нибудь? Он – живёт во мне, через своего Духа, которого я принял в Крещении, в Таинстве Миропомазания, и в других Таинствах принимаю.
Мы – храм Духа Святого. Это – уникальное, так, скажем, достоинство нас, людей. Осознание этого делает нас благодарными. Это – и выражение нашей веры. Мы благодарны за тот Дар, который Бог нам дал. И это – очень великая радость. И тогда, когда даже вокруг нас — даже, может быть, в нас самих происходит что-то, иногда неприятное, но, если я осознаю, что я – храм Божьего Духа, это ведёт к уважению к себе, к другим, принятию тех, кто рядом со мной. Это ведет меня к тому, чтобы я не боялся идти в этот мир. И нести распятого и воскресшего Христа тем людям, с которыми я живу, в своих делах, в своих словах, своих поступках, отношениях и так далее.
Дорогие – пусть сегодняшнее празднование Пятидесятницы – или Сошествия Духа Святого, даст нам возможность прикоснуться к этой Тайне. Осознать хотя бы, здесь, то, что невидимо. То, что мы не можем отмерить. То, что мы не можем взять в руки, осязать. Мы не можем управлять этим. Мы можем Его принять, как Дар. Дар Божьего Духа. И радоваться Ему. И это – великий момент, который связан с сегодняшним праздником.
Пусть и сегодняшняя Евхаристия будет великим благодарением Богу за этот Дар.
О. Андрей Ферко, 09.06.2019